UA / RU
Поддержать ZN.ua

Российская экономика остается устойчивой, несмотря на санкции — Financial Times

Большие доходы от энергетических ресурсов держат экономику России на плаву.

Выступая в Туле, столице российской оружейной промышленности, Владимир Путин заявил, что экономика страны победила западные санкции, введенные после февраля 2022 из-за вторжения в Украину. Президент России злорадствовал, что российская экономика не только выдержала давление санкций, но и возросла. Во вторник, 30 января МВФ, похоже, согласился с президентом России. Международный валютный фонд увеличил свой прогноз роста ВВП России до 2,6% в 2024 году, пишет издание Financial Times.

Устойчивость российской экономики ошеломила многих экономистов, считавших, что уже первый раунд санкций приведет к катастрофическому спаду. Вместо этого, по их словам, Кремль выбрался из рецессии и не дал Западу ограничить доходы от продажи энергоносителей, а также увеличил расходы на оборону.

Российские экономические чиновники предупреждают, что резкое увеличение государственных расходов может привести к серьезному перегреву экономики в ближайшем будущем, но в настоящее время наблюдается устойчивый рост. Все это было бы невозможно, если Россия, несмотря на санкции, не продолжала получать колоссальные доходы от своих энергетических ресурсов. В 2023 году поступления в бюджет составляли примерно 97 миллиардов долларов — это примерно на четверть меньше, чем в рекордном 2022 году, но выше среднего показателя за последние десять лет. Хотя официально власти продолжают называть конфликт с Украиной "специальной военной операцией", вся экономика страны сосредоточена на военном производстве.

Читайте также: Коммерческий потенциал Азии помогает поддерживать военную экономику России — The Economist

По оценкам российского министерства финансов, в 2022-23 годах налоговые льготы, связанные с военным конфликтом, составили около 10% ВВП. Согласно исследованию, опубликованному Институтом переходных экономик Банка Финляндии, за тот же период промышленное производство, связанное с боевыми действиями, выросло на 35%, тогда как гражданское производство осталось на прежнем уровне. В пятницу Путин заявил, что гражданское производство выросло на 27%, но не привел ни одного источника.

Когда правительство ставит войну превыше всего, экономическая политика перестает действовать. Решение России [отказаться] от двух десятилетий разумной экономической политики застало неожиданно многих, и не только прогнозистов", — пишут исследователи Института переходных экономик Банка Финляндии в своем последнем прогнозе по России.

Экономисты и даже некоторые высокопоставленные кремлевские технократы предупреждают, что безудержные издержки уже создают пробелы в российской экономике. Вместо того чтобы ослабить зависимость от экспорта нефти и газа, составляющих около трети доходов бюджета, конфликт с Украиной породил новую зависимость — военное производство.

Читайте также: The Economist: Экономика России сильно «перегревается» из-за войны против Украины

Если санкции не смогли остановить Россию от расходов, то ограничение доступа на международные рынки привело к росту стоимости импорта, создав еще одну потенциальную ловушку для Кремля. Извилистые пути, по которым товары теперь доставляются в Россию, сильно бьют по потребителям и ослабляют рубль, который в 2023 году потерял около 30% стоимости по отношению к доллару.

Аналитики из Российской академии наук говорят, что ключевые сектора экономики уже демонстрируют "признаки замедления". Среди них – снижение загрузки железнодорожного транспорта, которое является одним из основных индикаторов экономического спада.