За последние несколько недель западные страны дали разрешение на использование Украиной оружия класса НАТО для нанесения ударов по целям на российской территории. Россия отреагировала предполагаемыми ядерными угрозами: бывший президент Дмитрий Медведев угрожал Вашингтону, Парижу и Лондону ядерным уничтожением, если страны НАТО разместят войска в Украине. Ядерные угрозы России породили две противоположные реакции на Западе, считает Сэмюэль Рамани, научный сотрудник Оксфордского университета, специализирующийся на международных отношениях.
Первая заключается в том, что российские ядерные угрозы следует легко отбросить как пустую болтовню. Этот аргумент основывается на утверждении, что Россия знает, что применение ядерного оружия спровоцирует широкомасштабную атаку обычных вооружений НАТО на ее войска в Украине или ответный ядерный удар. Вторая — это то, что у России может возникнуть соблазн применить ядерное оружие, если НАТО пойдет на слишком сильную эскалацию. Беспокойство по поводу "рисков эскалации" задерживает поставки танков и истребителей в Украину и ограничивает способность Украины наносить удары по российской военной инфраструктуре.
Оба аргумента ошибочны. Существуют реалистичные сценарии, в которых Россия может применить тактическое ядерное оружие в Украине или, гораздо менее вероятно, против страны НАТО. И — что очень важно — решение России не будет зависеть от поведения Запада, отмечает Рамани.
"По моему мнению, хотя Кремль будет использовать поддержку Украины со стороны Запада как повод для ядерной эскалации, подобно тому, как Россия использовала расширение НАТО для оправдания вторжения в Украину в феврале 2022 года, западная поддержка не станет толчком к ней. Вместе с тем, решение Владимира Путина нажать на ядерную кнопку, скорее всего, будет сформировано под влиянием трех факторов", — пишет Рамани.
Первый — это то, как Путин видит развитие ситуации на фронте в Украине. Распространено мнение, что Россия будет рассматривать возможность применения ядерного оружия только тогда, когда окажется на грани поражения в Украине. Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Александр Сырский недавно заявил, что Россия может рассмотреть возможность тактического применения ядерного оружия, если она потерпит "катастрофическое поражение".
Второй — внутриполитическая стабильность России. Ультранационалистические приверженцы тотальной войны остаются наибольшей угрозой для Путина.
С тех пор как лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский угрожал ядерными атаками на Европу и Японию в начале 1990-х годов, эта фракция лоббировала снижение порога для применения Россией ядерного оружия первой. Поскольку ультранационалисты уже подтолкнули Путина к массовому призыву в армию и масштабным ударам по гражданской инфраструктуре, вполне возможно, что они могут подтолкнуть его к применению ядерного оружия.
Третий — это снисходительное отношение со стороны Китая. Поскольку Китай хочет ограничить появление атомных подлодок в Индо-Тихоокеанском регионе и удержать Северную Корею от следования российскому примеру, Пекин последовательно призывает Путина воздержаться от применения ядерного оружия.
Если Китай окажется втянутым в масштабный конфликт в Индо-Тихоокеанском регионе, вероятнее всего, из-за Тайваня, его расчеты могут измениться. А при наличии двух других факторов Путин может дать зеленый свет ядерному удару.
"Поскольку ядерная логика России не является по своей сути агрессивной, Запад не должен бояться предоставить Украине оружие и свободу действий, необходимое ей для победы в войне. Позволить России получить больше территории и заставить Путина поверить, что НАТО капитулирует перед лицом ядерного удара, — это худший возможный результат для Запада и Украины", — подытожил Сэмюэль Рамани.
Ранее мы сообщали, что секретарь СНБО Александр Литвиненко считает, что в случае поражения в войне Владимир Путин может использовать тактическое ядерное оружие. Литвиненко добавил, что применение Россией стратегического ядерного оружия, которое почти наверняка приведет к третьей мировой войне, маловероятно.