UA / RU
Поддержать ZN.ua

Решение суда в Берлине показало масштаб репрессий режима Путина — The Washington Post

РФ становится все более агрессивной.

В мире, разделенном между демократическими и авторитарными режимами, автократы стали чаще использовать инструменты транснациональных репрессий. Как определяет Freedom House, транснациональные репрессии подразумевают преследование диктаторским режимом своих оппонентов за границей. Подобная тактика варьируется от «преследований в Интернете» до прямого похищения людей, а в некоторых случаях и убийств. Freedom House задокументировала 608 случаев транснациональных репрессий в 79 странах в период с января 2014 по ноябрь 2020 года, а Россия и Китай — крупнейшие «правонарушители», пишет The Washington Post.

Убийство Саудовской Аравией журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году тоже соответствует этой тенденции. Транснациональные репрессии сигнализируют о том, что никто по-настоящему не защищен от руки диктатуры, сеющей страх среди диссидентов и подрывающей ключевой элемент «мягкой силы» демократического мира: его способность предложить убежище инакомыслящим.

Именно поэтому решение суда в Берлине, признавшее россиянина виновным в убийстве гражданина Грузии в 2019 году и приговорившее Вадима Красикова к пожизненному заключению, стало важным моментом.

Речь идет об убийстве Зелимхана Хангошвили в парке в центре столицы Германии 23 августа 2019 года.

Подтверждая то, что ранее сообщали немецкие СМИ, прокуратура идентифицировала Красикова как бывшего представителя российской разведки, совершившего убийство по приказу высшей инстанции.

Суд довольно точно назвал это преступление «государственным терроризмом». Министерство иностранных дел Германии выслало двух российских дипломатов, подозреваемых в «сокрытии агентов разведки».

Привлечение к ответственности России является исключением из правила: слишком часто те, кто совершает акты транснациональных репрессий, делают это безнаказанно.

Так было, например, в 2018 году — отравление в Британии бывшего российского агента Сергея Скрипаля и его дочери, а также подобное нападение на Александра Литвиненко в 2006 году.

Хангошвили, участвовавший с 2000 по 2004 год в войне России против Чечни, был противником режима Кремля. Тем не менее, к моменту убийства он не занимался военизированной деятельностью и искал убежища, ведь это было его правом.

Отрицание причастности режима Кремля к этому убийству выглядит более нагло, чем само преступление. Убийство было частью продолжительной кампании, направленной на оппонентов поддерживаемого Москвой чеченского автократа Рамзана Кадырова.

Учитывая реалистичные пределы того, что можно сделать, чтобы предотвратить транснациональные репрессии, Берлин сделал шаг, которого требовали как демократические ценности, так и верховенство права.

Решение суда наказало убийцу, открыв «позор» для режима президента РФ Владимира Путина. Германия сделала это в то время, когда угрозы России в адрес Украины делают вдвойне важным для Европы соблюдение демократических норм. Новый канцлер Германии Олаф Шольц должен твердо противостоять РФ, в то время как администрация президента США Джо Байдена обязана поддержать его, резюмирует издание.

Читайте также: Суд в Берлине назвал Россию государством-террористом

Напомним, 23 августа 2019 года в берлинском районе Моабит трема выстрелами был убит 40-летний Торнике К. (имевший несколько псевдонимов: Зелимхан Хангошвили, Зело Дишани). Гражданин Грузии чеченского происхождения, полевой командир времен Чеченской войны, которого Россия называла "исламистским террористом".

Немецкая полиция задержала убийцу Хангошвили в тот же день. После этого Германия объявила о высылке двух сотрудников посольства РФ, заявив о том, что Россия не оказала достаточного содействия в расследовании преступления. А немецкая прокуратура подчеркнула: многие факты говорят о том, что убийство было исполнено по заказу российских властей

Расследование Bellingcat, The Insider и SPIEGEL показало, что убийство Хангошвили организовало подразделение ФСБ "Вымпел". Журналисты-расследователи допустили, что Хангошвили мог быть фигурантом более широкого списка чеченцев, воевавших против России, которых Кремль "приговорил" к внесудебной казни. Российские власти обвиняют их в террористической деятельности, не предоставляя при этом доказательств причастности к какому-либо теракту или же к исламистскому подполью.