После хаотичного и сомнительного референдума о независимости в 3 премьер-министру Испании Мариано Рахою придется продемонстрировать политическую ловкость высочайшего уровня.
Воскресное незаконное голосование поляризировало каталонское общество. Оно создало такое напряжение между правительством автономного региона и властью в Мадриде, которого Испания не видела со второй половины 1970-х годов, когда страна вернулась к демократии.
Об этом сегодня пишет британское издание Financial Times добавляя, что перед Рахоем стоит чрезвычайно сложная задача. Он непреклонно настаивает, что фундаментальный долг правительства - защитить закон и сохранить целостность испанского государства. Но после того, как полиция применила резиновые пули и дубинки для срыва референдума, появился риск, что конфронтация будет расти. А момент, когда правительство Каталонии могло сесть за стол переговоров с Мадридом, может быть потерян.
Подход других актеров этой драмы тоже жизненно важен. Непримиримая позиция консервативрой "Народной партии" Рахоя портит отношения с либералами и левоцентристами в Мадриде, которые все же поддержали его противостояние против каталонского сепаратизма. После двух последних парламентских выборов, которые не принесли Рахою уверенной победы, испанский премьер оказался во главе правительства меньшинства, которое может распасться, как только другие партии решат получить политическую выгоду от кризиса в Каталонии. За пять дней до референдума правительство отозвало рассмотрение бюджета на 2018 год, пояснив, что у него нет голосов для его принятия.
Издание отмечает, что с точки зрения политических взглядов каталонские сепаратисты - это грязный союз среднего класса, националистов-правоцентристов, радикалов и даже "левых" революционеров. Националисты из среднего класса говорят, что они уже не довольны автономией, которую Каталония получила по конституции Испании от 1978 года. А в это время "левые" радикалы не просто хотят независимости Каталонии, а свержения капиталистического экономического порядка.
В целом, самый разумный для Мадрида и каталонского правительства способ преодолеть напряжение - это начать диалог об обновлении самоуправления региона. Испанский министр финансов Луис де Гуиндос еще две недели назад предложил пойти таким путем, когда допустил усиление финансовой автономии Каталонии. Однако, он четко заметил, что от продвижения идеи независимости нужно отказаться. И это та цена, которую многие сепаратисты, похоже, не готовы заплатить сейчас.
Ранее сообщалось, что полиция применила резиновые пулидля разгона демонстрации сторонников референдума в Барселоне, а общее количество пострадавших во время стычек с полицией, по данным каталонских властей, достигло 761 человек. В Мадриде информацию о сотнях травмированных граждан не подтверждают. В правительстве заявили, что от действий участников акций протеста пострадали 12 полицейских.
Центральные власти Испании считают референдум о независимости Каталонии незаконным, его проведение запретил Конституционный суд Испании. Ранее полиция пыталась помешать его проведению, изымая бюллетени и конверты для голосования.
Тем не менее, утром 1 октября тысячи людей начали собираться возле избирательных участков, чтобы проголосовать на референдуме. Многие из них заблокировали двери избирательных участков, чтобы помешать возможным попыткам полиции проникнуть внутрь и сорвать проведение референдума.
Независимость поддержали 90% проголосовавших на референдуме о самоопределении Каталонии, сообщили власти автономии.