Легко насмехаться над ежегодной телевизионной феерией Владимира Путина, которую называют "Прямая линия с президентом". Вряд ли реверансов в адрес "уважаемого лидера" было бы больше, если бы главной звездой шоу был диктатор КНДР Ким Чен Ын.
И все же, "Прямая линия" Путина – очень важный политический барометр, который свидетельствует о том, как Кремль оценивает настроения и взгляды в России. Об этом на страницах Wall Street Journal пишет профессор Колумбийского университета и старший научный сотрудник Council on Foreign Relations Стивен Сестанович.
Он обращает внимание на то, что уже второй год подряд экономика России сокращается. Поэтому не удивительно, что большинство озвученных вопросов на пресс-конференции с Путиным касались именно экономических проблем. Россияне спрашивали его об уменьшении зарплат, росте цен даже на лекарства, а также жаловались на отсутствие работы и дорог. А если президента спрашивали о внешней политике, он сразу же перескакивал на другие вопросы. Мол, внутренние проблемы поважнее.
Однако эксперт замечает, что говорить о том, что главные проблемы действительно доминировали на шоу, было бы не правильным. У обсуждения вызовов есть и темная сторона. Много кто говорил о том, что система в России коррумпирована, а те, у кого власть, злоупотребляют ею. Путина спрашивали о том, почему политическим партиям не позволяют честно конкурировать с "Единной Россией", почему глава Чеченской автономии Рамзан Кадыров безнаказанно угрожает политическим оппонентам убийством. Прозвучал даже вопрос об офшорных богатствах его друзей.
Путин прибегал к различным уловкам, когда отвечал на все эти вопросы. Он манипулировал статистическими данными, уверял, что солидарен с общественным недовольством и якобы открыт для новых подходов. Но при этом выгораживал свою партию и описывал ее как стабилизирующую силу. Злоупотребление властью со стороны бюрократов президент списывал на российский менталитет, поведение Кадырова – на "горячий кавказский характер", а объяснения Путина о невиданных богатствах его друга-виолончелиста прозвучали очень не четко и непонятно.
"То, что российский лидер испытывает народное недовольство, не означает, что он боится кризиса, который надвигается. Но если "Прямую линию" можно рассматривать как критерий, тогда он знает, что у него есть проблемы", - говорится в статье.
Ранее политический обозреватель Radio Free Europe Radio Liberty Брайан Уитмор комментировал, что россияне нервничают из-за кризиса, но Путин пытается их лишь отвлечь. Однако не известно, как долго ему это будет удаваться.
Также во время пресс-конференции Путин сказал, что согласен на полицейскую миссию ОБСЕ в Донбассе. По словам президента РФ, предложение должно быть проработано на Западе. ОБСЕ должна прописать в свой мандат наличие огнестрельного оружия. Хотя ранее представители террористических группировок "ДНР" и "ЛНР" в контактной группе Денис Пушилин и Владислав Дейнего выступили категорически против международного присуствия в Донбассе, пригрозив "масштабными боестолкновениями".