Где-то там сейчас смеется бывший советский и российский чиновник Евгений Примаков, который наращивал тесные связи с авторитарными правителями на Ближнем Востоке (главным образом с Саддамом Хусейном), но потерял редкую возможность поработать против интересов Запада.
Сегодня же многие детали изменились, но сценарий развивается очень знакомый. 3, в чьи интересы входит отвлечение внимания мира от Украины и россиян от экономических проблем, запустил программу защиты режима Башара Асада. Он отправил армию и вооружение в Сирию и начал дипломатическое наступление. Российский президент укрепил связи с Ираном, с правительством Ирака, которое, правда, прислушивается во внешней политике к решениям Тегерана.
Об этом на страницах Financial Times пишет президент Council on Foreign Relations Ричард Хаас.
Путин, которому как никогда хочется, чтобы к России относились как к суперсилы и не игнорировали ее, пользуется вакуумом, который по большому счету создали США и правительства стран ЕС. Более четырех лет западные политики призывали сменить власть в Сирии, но почти ничего не сделали для того, чтобы это произошло. Решение президента Барака Обамы не проводить военных операций в Сирии после того, как Асад применил химическое оружие, усилило самоуверенность режима и деморализовало сирийских оппозиционеров.
Проблема также в стратегии, которая рассматривает Ирак в качестве места, откуда можно наносить удары по "Исламскому государству" в Сирии. Однако этот план так и не принес плодов, а правительство Ирака столкнулось с разочарованием, что сделало возможным захват западной части страны террористами.
Подход США в отношении военной подготовки оппозиционеров для войны против режима Асада тоже потерпел фиаско. И проблема не в том, что это незаконные действия, в чем убеждают Иран и Россия, заявляя, что Асад – легитимный президент, а повстанцы – незаконные вооруженные формирования. Сирийский президент уже давно потерял свою легитимность, а Москва и Тегеран не в том положении, чтобы учить других, как поддерживать законную власть. Поскольку Россия активно перебрасывает оружие пророссийским террористам в Украине, а Иран тоже самое уже много лет делает в Ливане, Ираке и многих других странах.
Проблема просто в том, что необходимость создать оппозицию, которая бы сотрудничала с Западом и могла бы укрепить свои позиции в Сирии остается неудовлетворенной. Путин и Иран постоянно заявляют, что "Исламское государство" - террористы. И чтобы побороть их, нужно сотрудничать с Асадом. Именно об этом российский президент сказал вчера во время выступления в ООН. Он прав относительно того, кто такие террористы "Исламского государства", но ошибается в отношении Асада. Сирийский президент контролирует лишь четверть своей страны и вдобавок подпитывает популярность ИГИЛ, применяя химическое оружие и барельные бомбы против собственного народа.
В это же время, вряд ли можно сказать, что россияне и иранцы обманывают самих себя, становясь на сторону Асада. Тегеран и Москва правильно замечают, что в случае свержения Асада силой, Дамаск охватит хаос, в котором "Исламскому государству" будет легче установить свой "халифат". К тому же, террористы устроят геноцид религиозным меньшинствам. Поэтому, по мнению автора, Западу стоит настаивать на том, чтобы Асад добровольно уступил или поделился властью. Также США должны установить условия для следующего правительства и четко определить, что оно должно сделать в военном, экономическом и дипломатическом поле.
Возможность сотрудничества с Россией и Ираном не стоит совсем отбрасывать. В конце концов, Москва не хочет, чтобы террористы "Исламского государства" устроили хаос на Северном Кавказе, да и у Тегерана есть свой интерес в уничтожении террористической организации. США могут послать сигнал, что они готовы участвовать в политическом процессе, который закончит конфликт.
В это же время, существует еще один фактор, который осложняет передачу власти в Дамаске: это раздробленность различных оппозиционных групп, некоторые из которыз между собой даже враждуют. В таких условиях будет тяжело установить национальное правительство Сирии. Поэтому более реалистичным сценарием стало бы сотрудничество с курдами и суннитскими группами, которые бы получили определенную автономию в регионах. Поддержка ЕС и США таких анклавов необходима во время борьбы против "Исламского государства". Эта стратегия не принесет окончательное решение конфликту, но остановит кровопролитие на значительной территории, чтобы партнеры смогли договориться относительно центральной власти в Дамаске.
Сообщалось, что президент России Владимир Путин заявил, что РФ не планирует принимать участие в военных операциях на территории Сирии, но думает над тем, как интенсифицировать сотрудничество с сирийским президентом Башаром Асадом. Хотя вчера Путин не исключил участия России в авиаударах по ИГИЛ в Сирии.
24 сентября агентство Bloomberg сообщило, что Путин готов начать одностороннюю военную операцию против боевиков террористической организации ИГИЛ в Сирии, если США отвергнут его предложение присоединится к международной коалиции. В свою очередь, США хотят обсудить координацию авиаударов в Сирии с российской стороной, чтобы избежать возможных инцидентов с ВВС России.
Кроме того, разведывательно-аналитическое агентство Stratfor пришло к выводу, что Москве нужна Сирия ради переговоров с США о будущем Украины и снятия санкций.
Россия заинтересована в создании основы для сделки по поводу будущего Украины, а также создание атмосферы, в которой Запад снимет санкций. РФ знает, что это не может произойти сразу, но Москва заинтересована в достижении своих целей в ближайшие года-двух.
Агентство Bloomberg также писало, что Путин в Сирии хочет "выторговать" у Запада право влиять на Украину. Российский президент не пытается использовать Сирию для отвлечения, он хочет превратить ее в свой "козырь" в споре с Западом.