Как всегда, в конце декабря жители Соединенных Штатов погружаются в теплую атмосферу рождественских и новогодних праздников. Впрочем, на этот раз даже праздничная суета не способна притупить, хотя бы временно, остроту политического противостояния, охватившую американское общество накануне президентских выборов 2024 года.
За время своего относительно короткого существования США несколько раз переживали периоды крайнего социального напряжения, но даже на их фоне следующие выборы имеют шансы войти в анналы истории.
Определенные факты можно отнести к категории интересной статистики. Например, Дональд Трамп является четвертым бывшим президентом США, который повторно — после перерыва — пытается баллотироваться на эту должность и в случае избрания станет лишь вторым президентом, которому удалось вернуться в Белый дом (в 1892 году это сделал Гровер Кливленд).
Более значимы другие обстоятельства современных президентских гонок. Вероятно, в следующем году мир увидит дуэль лидеров, находящихся в финальной фазе по крайней мере своей политической карьеры. Джо Байден — самый старый за всю историю США президент страны. Приближается к своему 80-летию и Дональд Трамп. Ожидаемое противостояние политических динозавров очевидно диссонирует с возросшим влиянием на разные аспекты жизни страны американцев, родившихся начиная с 1981 года (так называемые Millennials и Generation Z). Можно ожидать, что именно молодежь окажет заметное, а может, и решающее влияние на результаты выборов (в частности к тем, кто принадлежит к Generation Z, уже относится 20% американского электората). Если в 2020 году эта категория избирателей представляла важную часть коалиции, обеспечившей победу кандидата от демократов, то сейчас симпатии молодежи распределяются почти поровну между Байденом и Трампом (47 и 48% соответственно, согласно ноябрьскому опросу CNN). Бывший президент посвятил проблемам молодежи специальную статью и пообещал «сделать Америку снова великой для молодых людей».
Наверное, преждевременно делать прогнозы о том, удастся ли Трампу «приворожить» большинство молодых избирателей, которые все же тяготеют к Демократической партии. Впрочем, можно констатировать, что политик, президентская каденция которого была отмечена некомпетентностью и непредсказуемостью и закончилась штурмом здания Конгресса США толпой его фанатов, может снова стать кандидатом в президенты от Республиканской партии и серьезно претендует на выигрыш в президентских гонках. Авторитетный журнал The Economist разместил на своих полосах статью с красноречивым заголовком «Шансы Дональда Трампа на победу на выборах выглядят ужасно реальными».
Уверенным шагам бывшего президента к новой республиканской номинации не помешали даже его проблемы с правосудием: против него выдвинуто 91 уголовное обвинение в рамках четырех судебных процессов, включая обвинения, связанные с попытками отменить результаты президентских выборов 2020 года.
Как ни парадоксально, но выдвижение каждого нового обвинения против Трампа добавляет решимости его фанатичным сторонникам среди партийной «базы» и конвертируется в увеличение поступлений в кассы его избирательной кампании. Иногда кажется, что у него есть талант демагогического гипноза: активисты Республиканской партии считают бывшего президента жертвой вашингтонских институций и защитником сугубо американских ценностей. 20% американцев верят, что выборы в 2020 году сфальсифицировали демократы.
Трампу удалось усилить контроль над Республиканской партией, вытеснив представителей ее традиционного истеблишмента в партийный маргинес. Показательно, что во время недавней спикериады все кандидаты на должность спикера Палаты представителей Конгресса пытались заручиться его поддержкой. Именно «благословение» Трампа расчистило путь к спикерскому креслу Майку Джонсону. Также все кандидаты на должность президента от Республиканской партии, за исключением Криса Кристи, воздерживаются от прямой критики бывшего президента, чтобы не вызвать гнев партийных активистов.
Итак, перед первыми республиканскими праймериз в штате Айова, которые должны состояться 15 января 2024 года, Дональд Трамп выглядит бесспорным фаворитом в борьбе за номинацию Республиканской партии. По состоянию на 17 декабря его преимущество над Роном ДеСантисом составляло 51%, над Никки Хейли — 52%. Среди республиканцев Айовы он обогнал ближайших конкурентов на 30 и 35% соответственно.
Дальнейший ход кампании у республиканцев будет зависеть от результатов праймериз в Айове и Нью-Гэмпшире, где отрыв Трампа от Хейли составляет 25%. По оценке подавляющего большинства экспертов, победа Трампа в этих штатах сделает других претендентов неконкурентоспособными. Единственное, что может повлиять на республиканскую общественность (как морально, так и с учетом возможности проигрыша на общенациональных выборах) — это осуждение Трампа по одному из уголовных обвинений. Вместе с тем ни один из запланированных судебных процессов не закончится раньше так называемого супервторника, когда республиканские праймериз состоятся в 15 штатах и кандидатура претендента будет практически определена. Конституция США не запрещает выставлять свою кандидатуру в избирательные органы власти даже уголовным преступникам, отбывающим наказание в тюрьме.
На шансы Дональда Трампа пока не оказало заметного влияния и решение Верховного суда штата Колорадо, отстранившее его от участия в республиканских праймериз в штате из-за «очевидных и убедительных доказательств его причастности к мятежу» во время нападения правых радикалов на Капитолий. Оно не касается федеральных выборов и распространяется только на Колорадо: аналогичные попытки в некоторых других штатах успеха не имели. Ситуация может измениться в случае поддержки этого решения Верховным судом США в ответ на его обжалование юридической командой Трампа. Впрочем, положительный для Верховного суда Колорадо вердикт высшей судебной инстанции США для большинства экспертов выглядит маловероятным.
Если у республиканцев у бесспорного лидера гонок есть дееспособные конкуренты, то Демократическая партия давно сделала ставку на действующего президента, считая, что у него лучшие шансы выйти победителем из поединка с Трампом. Кандидатуры писательницы и «духовного гуру» Марианны Уильямсон и конгрессмена-центриста Дина Филлипса носят чисто формальный характер.
Впрочем, в последнее время правильность такого безальтернативного выбора подвергается сомнению даже сторонниками Демократической партии. Главная причина —сомнения относительно физического состояния действующего президента, возникшие после его многочисленных оговорок, проблем с памятью и падений во время официальных церемоний. Только половина демократов считает, что у Джо Байдена достаточно энергии и когнитивной остроты для исполнения обязанностей президента США в сравнении с 93% республиканцев, позитивно оценивающих аналогичные способности Дональда Трампа. На общеамериканском уровне эти показатели составляют, соответственно 25 и 53%.
К этому добавляется стабильно низкий уровень популярности Байдена: по последним социологическим замерам — 39%. Меньший уровень общественной поддержки за год до выборов был только у Джимми Картера, уступившего Рональду Рейгану. Почти три четверти американцев считают, что дела в стране идут плохо. Байден теряет поддержку тех категорий населения, голоса которых привели его к власти в 2020 году: кроме молодых избирателей — независимых, испаноязычных и «цветных» (49% мужчин из этой группы поддерживают Трампа).
Несмотря на принятые по инициативе администрации Байдена важные законы, направленные на модернизацию экономики и инфраструктуры США, развитие передовых технологий, высокую занятость и постепенное снижение инфляции, подавляющее большинство американцев уверены, что при Трампе их покупательная способность и уровень жизни были выше (с января 2021 года их реальные заработки уменьшились на 1,4%). Они больше доверяют Трампу в вопросах управления экономикой, которая остается для избирателей абсолютным приоритетом, регулирования иммиграции и безопасности.
Заметное укрепление электоральных позиций Дональда Трампа, еще месяц назад воспринимавшееся как политическая сенсация, в декабре обрело признаки устойчивой тенденции: в первой половине месяца отставание Байдена от Трампа колебалось в пределах 4–8%.
Конечно, выводы, сделанные на основании социологических опросов, очень часто не оправдывались — полностью или частично. Как бы то ни было, до выборов президента США осталось много времени — достаточно для того, чтобы команда действующего президента провела работу над ошибками и внесла необходимые коррективы в свою деятельность, включая повышение эффективности публичных месседжей. Не исключено, что в пользу Байдена сыграют заявления Трампа о намерениях «искоренить» политических конкурентов или, по его словам, «паразитов», информация о подготовке преследований тех политиков и высокопоставленных чиновников, не проявивших лояльность к нему во время его первой президентской каденции и в последующий период — все то, что дало основание некоторым оппонентам Трампа говорить об авторитарной угрозе институциям американской демократии и будущем «президентстве мести» в случае его победы на выборах в 2024 году. С другой стороны, заведомо провокационные заявления Трампа рассчитаны на избирательную мобилизацию его фанатов, тех 12 миллионов американцев, которые считают оправданным применение силы для возвращения Трампа в Белый дом.
Следующий год будет для США годом высокой турбулентности и многочисленных рисков. Для Украины крайне важно пройти его с наименьшими потерями, учитывая решающее значение американской помощи для нашей борьбы против российской агрессии. На примере контраверсии вокруг утверждения пакета стратегической помощи, предложенного администрацией Байдена, мы уже смогли убедиться в том, насколько опасно Украине попадать в жернова американской межпартийной борьбы и насколько ограничены наши возможности влиять на этот процесс. Для нас остается актуальной проблема разработки средств эффективной стратегической коммуникации с разными сегментами американского общества. Чтобы эта коммуникация достигала необходимой цели, она должна быть реалистичной, системной и профессиональной, в отличие от обычного для нас и малопродуктивного выезда «пожарных команд».