С момента прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана его правление было спорным, во многом благодаря политике и практике, которые Запад считает открыто авторитарными. Президент Турции также использовал неудачную попытку государственного переворота для того, чтобы оправдать дальнейшую консолидацию власти в его руках, пишет The National Interest.
Эта попытка государственного переворота столкнулась с целым рядом препятствий. Возможно, двумя наиболее значительными были репрессии священников Гези и подавление движения Фетхуллаха Гюлена в 2013 году. (Священник и бывший политический союзник Эрдогана, основатель сети школ. Гюлена обвиняют в том, что он организовал переворот в июле 2016 года. Он скрывается в Соединенных Штатах – ред.). Эрдоган также расширил собственные полномочия победы на первых прямых выборах в стране в 2014 году. Он завершил мирный процесс с курдами и установил чрезвычайное положение после начала волны исламистских нападений в 2015 году. Поскольку государству, похоже, угрожала попытка государственного переворота, правительство начало беспрецедентные чистки и все более серьезно нарушало верховенства закона.
С неуклонным ростом его влияния, у Эрдогана появилось явное убеждение в том, что он имеет право формировать все аспекты политической, социальной, культурной и торговой политики Турции. Его победа на последних выборах - после референдума в прошлом году - сделала его главой государства с беспрепятственными полномочиями.
С каждым днем давление на президента Турции возрастает на фоне расхождения между Трампом и Эрдоганом.
Главные пункты разногласий между Турцией и США
Турция согласилась в 2015 году разрешить Международной коалиции во главе с США бороться с ИГИЛ в Сирии, использовав свою ключевую авиабазу. Турция также была частью коалиции против джихадистов. Но противостояние Турции и "Сирийских демократических сил" курдов, поддерживаемых коалицией, усложнило роль союзника.
Курдские вооруженные группировки являются союзниками Соединенных Штатов, но Анкара обвиняет их в терроризме.
Курды контролируют ключевые сирийские северные города, что вызывает опасения Турции о появлении в Сирии автономного курдского региона, что могло повлиять на ее собственную территорию.
В 2016 году турецкие войска начали операцию в Сирии против ИГИЛ и курдов. Но Турция возмутилась, когда возглавляемая США коалиция заявила в январе, что работает над созданием тридцати тысяч силовых пограничных сил безопасности, около половины из которых будут переобучены членами "Сирийских демократических сил".
Турция начала новую воздушную и наземную операцию по вытеснению курдов на северо-западе Сирии, игнорируя предупреждения США о том, что она рискует дестабилизировать этот район.
Американский турецкий клирик
В июле 2016 года произошла попытка государственного переворота . Погибли 249 человек, не считая тех, кто участвовал в самой попытке сбросить власть Эрдогана.
Президент Турции был тогда в отпуске. Он обвинил в попытке государственного переворота мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Эрдоган потребовал, чтобы США выдали клирика. Но эти призывы в Вашингтоне проигнорировали. С тех пор в Турции прошли крупные чистки с целью устранения от должностей последователей Гюлена.
В 2017 году турецкий сотрудник американского консульства в Стамбуле был арестован по подозрению в связях с Гуленом. Турецкий сотрудник американского консульства в Адане был задержан по подозрению в связях с "Рабочей партией Курдистана".
Вашингтон отреагировал на обвинения, приостановив большую часть своих визовых услуг для Турции. В ответ Анкара сделала то же самое. Ограничения были сняты в конце 2017 года.
СМИ и аресты
В 2016 году бывший президент США Барак Обама предупредил, что подход Турции к СМИ заставляет его "идти по пути, который будет очень тревожным".
По данным правозащитной группы P24, в Турции арестованы 156 журналистов, большинство из которых были задержаны после неудачной попытки государственного переворота.
Соединенные Штаты также подвергли критике содержание под стражей в 2016 году нескольких граждан США, предположительно входящих в сеть Гюлена. Ученый НАСА Серкан Голге – гражданин и Турции, и США - был приговорен к семи с половиной годам тюрьмы на прошлой неделе за то, что он был членом движения Гюлена. Государственный департамент утверждает, что он был осужден "без убедительных доказательств".
Американский пастор Эндрю Брансон, который руководил церковью в Измире, был обвинен по аналогичным предлогам в октябре 2016 года.
Катар пришел на помощь Турции в условиях продолжающегося финансового кризиса, после того как центральные банки обеих стран подписали соглашение о валютном свопе, чтобы обеспечить ликвидность и финансовую стабильность Турции.
Эти два государства являются самыми стойкими сторонниками в регионе группировок "Братья мусульмане" и ХАМАС и проявили готовность союзничать с Ираном. Двусторонние связи с Турцией, основанные на подобном идеологическом мировоззрении, укрепляются военными и финансовыми партнерствами, которые жизненно важны для Эрдогана. Но среди опасностей этого нового альянса история Катара по пропаганде исламизма посредством мягкой силы обещает усилить и консолидировать поддержку тех же движений, которые Эрдоган систематически прорабатывал более десятилетия.
Поскольку Катар сталкивается с международным давлением по выдаче главных фигур "Братства", есть явные признаки того, что это облегчит их миграцию в Турцию. Таким образом, среди неотложных задач, стоящих перед американскими союзниками, стоит вопрос о том, как ослабить этот альянс на начальном этапе.