UA / RU
Поддержать ZN.ua

Премьер Катара провел тайные переговоры с верховным лидером афганского Талибана

Это была первая встреча Хайбатуллы с иностранным высокопоставленным должностным лицом. К тому же она прошла под эгидой США.

Премьер-министр Катара провел в мае тайные переговоры с верховным лидером Талибана по урегулированию напряженности с международным сообществом, сообщает Reuters со ссылкой на информированный о встрече источник.

Встреча состоялась 12 мая в афганском городе Кандагар между премьер-министром Катара Мухаммедом бин Абдулрахманом аль-Тани и Хайбатуллой Ахунзадой и стала первой, которую лидер талибов провел с иностранным лидером.

Источник издания заявил, что администрация президента США Джо Байдена была проинформирована о переговорах и «координирует все обсуждаемые» двумя вопросами, включая дальнейший диалог с Талибаном.

Среди других вопросов, которые шейх Мухаммед поднял перед Хайбатуллой, была необходимость положить конец запретам Талибана на образование для девушек и трудоустройство женщин.

Читайте также: «Талибан» договорился с Пекином о распространении китайской инициативы «Один пояс, один путь» на Афганистан — Bloomberg

Встреча считается дипломатическим успехом для Катара, критиковавшего ограничение Талибана в отношении женщин, одновременно используя давние связи с исламистским движением, чтобы подтолкнуть международное сообщество к более глубокому взаимодействию с Кабулом.

Вашингтон отказался комментировать официально переговоры. Государственный департамент и посольство Катара в Вашингтоне не ответили на запросы комментариев.

Издание отмечает, что Хайбатулла, жесткий исламист, не проявил большой готовности идти на компромисс по поводу своих указов. Однако его встреча с шейхом Мохаммедом говорит о том, что он открыт для изучения путей прекращения изоляции Афганистана и активизации программ помощи, поскольку страна погружается в голод и бедность.

"Это была очень положительная встреча", - сказал источник, добавивший, что Хайбатулла был "очень заинтересован" в продолжении диалога с международным сообществом.

Читайте также: Белый дом считает, что США должны были выйти из Афганистана еще раньше – Axios

Но окончательное признание администрации Талибана другими странами, высокопоставленные члены которой остаются под санкциями США и международного сообщества, далеко не гарантировано, учитывая их отношение к женщинам и плохое соблюдение прав человека.

По словам источника, шейх Мохаммед поднял вопрос Хайбатуллы о необходимости упразднения запрета на образование и трудоустройство женщин, включая запрет на работу в агентствах ООН и других гуманитарных группах.

Шейх Мохаммед и Хайбатулла также обсудили усилия по разрешению гуманитарного кризиса в Афганистане, сообщил источник. В частности, Организация Объединенных Наций утверждает, что почти три четверти из 40 миллионов жителей Афганистана нуждаются в помощи, и предупредила, что финансирование исчерпывается.

Шейх Мухаммед, по словам источника, нарушил с Хайбатуллой «продолжение усилий на местах» талибов в борьбе с терроризмом, очевидно, имея в виду стремление Кабула разгромить филиал «Исламского государства».

США и их союзники утверждают, что Талибан скрывает членов Аль-Каиды и пакистанского Талибана. Афганский Талибан это отрицает.

Шейх Мохаммед, также министр иностранных дел Катара, публично встретился в Кандагаре с муллой Хасаном Ахундом, премьер-министром Талибана, в тот же день, когда он встречался с верховным лидером. Его сопровождал глава разведки Катара. Однако ни одна из сторон не раскрыла переговоры с Хайбатуллой.

Он почти никогда не покидает Кандагар, но является главным религиозным, политическим и военным лидером Талибана с 2016 года, руководя движением к победе над кабульским правительством, поддерживающим Запад.

Читайте также: В Афганистане показатели недоедания выросли до рекордного уровня — ООН

Катар разрешил боевикам открыть политический офис в Дохе в 2013 году и способствовал их переговорам с Вашингтоном, которые привели к соглашению 2020 о выводе международных сил под руководством США, с которыми они воевали 20 лет.

Хотя у монархии Персидского залива нет официальных дипломатических связей с Афганистаном, ее посольство в Кабуле открыто и представляет там интересы США.

Катар долго настаивал в международном сообществе по согласованию «дорожной карты» шагов по признанию талибов, утверждая, что изоляция Афганистана может ухудшить региональную безопасность.