Оппозиционная Демократическая партия Кореи (ДПК) и ее союзники одержали убедительную победу на выборах в Национальное собрание Республики Корея, получив больше 180 голосов из 300. И как это повлияет на позицию Сеула по отношению к нашей стране?
Президент в оппозиционных оковах
Через два года после президентских выборов политический ландшафт в стране остался почти неизменным: президенту придется снова столкнуться с оппозиционным большинством в парламенте, которое на протяжении этого времени тормозило все его инициативы относительно обещанных реформ.
Вместе с тем оппозиции, выстраивавшей избирательную кампанию под лозунгами «импичмента президента», не удалось достичь конституционного большинства в 200 голосов, что дало бы возможность начать процедуру импичмента, внести изменения в Конституцию и преодолеть вето президента. (За два с половиной года Юн Сук Ёль наложил вето на девять законопроектов, выдвинутых оппозицией, — больше, чем его предшественники при их президентских каденциях.)
Соответственно, обеим политическим силам придется договариваться между собой, чтобы провести те или те законодательные инициативы: руководящая партия не сможет этого сделать самостоятельно за неимением голосов, а оппозиционная может столкнуться с президентским вето.
Парламентские выборы — это промежуточная оценка деятельности Юн Сук Ёля и его политической партии, а также барометр для политических сил на будущие президентские выборы 2027 года. И они продемонстрировали недовольство нынешней властью и президентом. Это связано как с экономическими и социальными проблемами, так и с коррупционными скандалами вокруг окружения президента и первой леди, которые оппоненты активно использовали в предвыборной борьбе.
Следовательно, Юн Сук Ёль станет первым в истории президентом, которому в течение всей каденции придется работать с оппозиционным парламентом.
С Украиной — к глобальным вершинам
В отличие от внутриполитических вопросов, основная траектория внешней политики государства останется неизменной.
Сразу после выборов министр иностранных дел Южной Кореи Чо Тэ Юль встретился с дипломатическим корпусом страны и озвучил внешнеполитические приоритеты. Правительство страны нацелено на продолжение реализации внешнеполитического видения «глобального ключевого государства». Оно заключается в первую очередь в отстаивании международного порядка, который основывается на правилах. По его словам, выбор, который делает сейчас страна, имеет значение для настоящего и будущего глобального порядка.
Среди практических шагов на этом пути министр назвал участие в недавней встрече министров иностранных дел НАТО в Брюсселе, во время которой Сеул подтвердил готовность дальше развивать многолетние связи с Альянсом для противостояния общим транснациональным угрозам. В этом контексте, в частности, речь идет о поддержке Украины. Правительство страны объявило о внесении 12 млн долл. в Комплексный пакет помощи НАТО, которым оказывается медицинская и реабилитационная поддержка военным Украины.
Также в прошлом году РК предоставила больше 140 млн долл. гуманитарной помощи, куда вошло оборудование для разминирования и транспортные средства скорой медпомощи.
Во время визита в Киев в июле 2023 года президент Юн Сук Ёль объявил о выделении дополнительного пакета комплексной помощи в 2,3 млрд долл. на средне- и долгосрочную помощь в восстановлении Украины. В феврале этого года Южная Корея присоединилась к Координационной платформе доноров Украины (MDCP), чтобы обеспечить эффективную координацию коллективной помощи.
С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину Южная Корея подключилась к международным усилиям по введению беспрецедентных санкций и экспортных ограничений в отношении России, оказывает гуманитарную и нелетальную помощь Киеву. Вместе с тем правительство страны воздерживается от прямых поставок оружия Украине во избежание ответа со стороны РФ: Москва шантажирует Сеул предоставлением российских военных технологий Северной Корее. Кроме того, Сеул опасается усиления военных провокаций со стороны Пхеньяна, поощряемых поддержкой Москвы.
Геополитические цепи и российские манипуляции
Российско-украинская война укрепила отношения между РФ и КНДР. Северная Корея стала одной из немногих стран, поставляющих оружие в Россию, несмотря на резолюции Совета Безопасности ООН. Со своей стороны Москва оказывает экономическую поддержку Пхеньяну в обход международных санкций, блокирует введение новых санкций из-за запрещенных ракетных испытаний и наложила вето на продление мандата международной группы экспертов, отслеживающей соблюдение санкций ООН против Северной Кореи.
2 апреля южнокорейское правительство ввело единоличные санкции против российских кораблей, компаний и частных лиц, имеющих отношение к поставке оружия из Северной Кореи в РФ, а уже на следующий день в корейских территориальных водах было задержано судно DeYi, шедшее без флага из северокорейского порта Нампхо в российский Владивосток через Китай. Российский МИД в лице Марии Захаровой обвинил Сеул в «недружественном шаге» и пообещал принять меры в ответ. Также Захарова заявила, что сотрудничество РФ и КНДР не противоречит международному праву и что Россия якобы придерживается выполнения резолюций ООН.
Но даже в условиях существенного ухудшения отношений с Москвой, деятельность которой провоцирует обострение ситуации в сфере безопасности не только в Европе, но и на Корейском полуострове, и в мире в целом, Сеул не решается на военную помощь Украине. На полях встречи министров иностранных дел НАТО Дмитрий Кулеба призвал Южную Корею предоставить Украине системы Patriot для защиты неба. До этого посол Украины в Корее Дмитрий Пономаренко в интервью корейскому изданию The Korea Times призвал Сеул пересмотреть свою позицию о предоставлении летального оружия Киеву. Впрочем, правительство страны снова подчеркнуло, что текущая политика по предоставлению оружия не изменилась.
Президент страны Юн Сук Ёль вынужден считаться с рядом факторов, ограничивающих его возможности по изменению этой позиции, особенно на фоне поражения на парламентских выборах.
Во-первых, уязвимость геополитической ситуации и ситуации в сфере безопасности на Корейском полуострове. Россия активно манипулирует факторами в сфере безопасности Южной Кореи, чтобы, с одной стороны, повлиять на возможности предоставления военной помощи Украине, а с другой — ослабить общую поддержку международных усилий по давлению на РФ с помощью санкций.
Вновь назначенный посол РФ в РК Георгий Зиновьев в своем интервью в конце января этого года назвал Южную Корею «самой дружественной» среди «недружественных стран» и призвал к выгодному сотрудничеству и возвращению корейских компаний на российский рынок. Также посол предупредил о «потенциально серьезных последствиях для двусторонних отношений» в случае непосредственной поставки оружия Украине.
Таким образом Россия пытается повлиять на корейский бизнес, который понес потери вследствие выхода с российского рынка, и граждан, недовольных ухудшением экономической ситуации в стране, а также на политические элиты, в частности оппозиционный лагерь, которые до сих пор придерживаются мнения, что РК должна сохранять сбалансированный подход в отношениях с РФ и КНР, а также смягчить политику по отношению к КНДР.
Во-вторых, Юн Сук Ёль пребывает под сильным давлением оппозиционных сил в отношении предоставления летальной помощи Украине. Хотя внешняя политика является прерогативой президента, но ее реализация сосредоточена в руках исполнительной власти, Национальная ассамблея может препятствовать принятию важных решений или требовать их пересмотра. Например, для предоставления оружия Украине парламент должен внести изменения в законодательство, запрещающее экспорт в зоны конфликта. Чтобы обойти законодательные ограничения и внутреннее сопротивление, правительство страны неоднократно прибегало к «опосредованному» взаимодействию через США, Польшу и других западных партнеров, но это больше коррелируется с позицией самого президента, а не с государственной политикой в целом.
В-третьих, несмотря на стремление играть более значимую роль в глобальных вопросах, политика Южной Кореи в отношении Украины идет в фарватере с политикой США. А следовательно, дискуссии в Конгрессе или возможное изменение подходов по поддержке Киева в случае президентства Дональда Трампа повлияют на формирование позиции и готовность идти на риски со стороны Сеула, особенно в том, что касается чувствительных вопросов.
Учитывая геополитические вызовы, ставшие общими для Украины и Южной Кореи, есть основания считать, что южнокорейский президент будет продолжать политику поддержки Украины. Впрочем, вопрос прямой военной помощи осложнен многими факторами и пока остается нерешенным.