UA / RU
Поддержать ZN.ua

Потеряет ли Украина поддержку Европы и что будет в следующем году

Автор: Петр Герасименко

Победа на парламентских выборах в Нидерландах крайней правой «Партии свободы» Герта Вилдерса актуализировала вопрос сохранения непоколебимой поддержки Украины в ее противостоянии российской агрессии на европейских территориях. Приход в странах Европы политических сил, выступающих против военной поддержки Киева и имеющих сентименты в отношении взаимопонимания и дружбы с Москвой, уже не выглядит как нечто фантастическое. Вопрос в том, способно ли количество скептично настроенных по отношению к Украине политиков перерасти в негативное качество.

В следующем году в ЕС состоятся очередные выборы в Европейский парламент. Их результаты станут отображением политических настроений на континенте. Всего будут избирать 720 депутатов. Больше всего мест в Европейском парламенте будет у Германии и Франции — 96 и 81 соответственно. Италия получит 76 мандатов, Испания — 61, а Польша — 53.

Читайте также: Politico: Победа Вилдерса в Нидерландах может повлиять на помощь ЕС для Украины

В августе издание Politico обнародовало опрос о выборах в Европарламент в 2024 году. Анализ общественных настроений свидетельствует: правые и евроскептичные партии увеличат количество мандатов за счет партий центристских. Серьезно уменьшится поддержка «Зеленых». Правоцентристская Европейская народная партия (EPP) останется самой большой в парламенте (165 мандатов). Левоцентристские социалисты и демократы (S&D) удержали бы вторую позицию (145 мандатов).

Правая политическая группа «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR) стала бы третьей по численности в Европейском парламенте. Вместе с центристской Renew им прогнозируют по 89 мест. Ультраправая группа «Идентичность и демократия» (ID) получила бы 77 мест (на 15 больше, чем на предыдущих выборах, — благодаря активности немецкой партии «Альтернатива для Германии»). «Зеленые» сохранили бы всего 48 мест, а потеряли 24. «Левые» оставались бы наименьшей группой в парламенте с 45 местами, но получили бы восемь дополнительных мест.

Читайте также: «Ловушка-27»: Как в странах Европы относятся к приему Украины в ЕС – исследование ECFR

По состоянию на ноябрь прогноз выборов в Европарламент от издания Politico подвергся некоторым коррективам. Левоцентристы (S&D) теряют шесть мандатов, а Европейская народная партия (EPP) набирает три. Что касается вопроса поддержки Украины, то проблемы могут возникнуть с группами «Идентичность и демократия» (ID) и «Левые». Но вряд ли количество антиукраинских депутатов будет настолько весомым, чтобы серьезно влиять на повестку дня после выборов 2024 года. Более сложные политические процессы происходят внутри государств Европы. Попытаемся разобраться, какая сейчас политическая ситуация в ведущих странах Евросоюза, от которых зависит поддержка Украины: Германии, Франции и Италии.

Сегодня Германия вышла на первое место среди стран Европы по объему помощи Украине. Парламентские выборы в этой стране состоятся в 2025 году. Последние опросы социологического института INSA для издания Bild демонстрируют неуклонное падение рейтингов правительственной коалиции в составе СДПГ, «Зеленых» и «Свободных демократов». Более 70% немцев недовольны работой власти.

На парламентских выборах 2021 года Социал-демократическая партия Германии получила 26,4% голосов, а ее основные конкуренты из правоконсервативной партии ХДС — 22,5%. По состоянию на сегодняшний день рейтинг СДПГ колеблется в пределах 14–16%, у «Зеленых» 12%, у «Свободных демократов» — 6%. У консервативной оппозиционной партии ХДС/ХСС около 30% поддержки. Все перечисленные партии занимают проукраинскую позицию и понимают стратегическую угрозу, которую сейчас представляет Россия. Вместе с тем в Германии ощутимо выросла поддержка политических сил, выступающих против помощи Украине.

Самая известная из них «Альтернатива для Германии» (АдГ). На выборах 2021 года эта партия, которую считают правопопулистской, набрала 10,1%. Сейчас ее рейтинг уже достиг 22%. Партия вышла на второе место среди политических сил Германии. «Альтернатива для Германии» выступает против оказания Украине военной помощи и за взаимопонимание с Москвой. Определенным предохранителем прихода к власти АдГ является негласная договоренность других партий не вступать с ней в правительственную коалицию.

Сара Вагенкнехт (справа)
Getty Images

Но пророссийские настроения характерны не только для правых популистов Германии. Еще  более яркую промосковскую позицию занимает скандальная представительница «Левой партии» Германии Сарра Вагенкнехт, недавно заявившая о выходе из политической силы и создании собственного политического проекта «Союз Сарры Вагенкнехт: За здравый смысл и справедливость». Она известна организацией громких антиукраинских акций, выступает за отмену санкций против России и прекращение поставок оружия для Украины. Потенциально ее политическая партия могла бы сейчас набрать до 12% голосов на выборах в Бундестаг. Хотя Сарра Вагенкнехт позиционирует себя как левый политик, отчасти ее взгляды пересекаются с «Альтернативой для Германии», в частности в вопросе миграционной политики и беженцев. Это потенциально создает определенные риски для политической системы страны. Если рейтинги АдГ дальше будут расти, а проект Сарры Вагенкнехт заинтересует избирателя, то обе антиукраинские силы могут серьезно повлиять на позицию Германии. Впрочем, вероятность, что эти партии смогут сформировать правительственную коалицию, сейчас очень низкая.

Еще в одной мощной стране ЕС — Франции — президентские и парламентские выборы запланированы на 2027 год. Нынешняя французская власть положительно относится к поддержке Украины и оказывает нашему государству весомую военную помощь. Президент Эмманюэль Макрон, несмотря на большое количество внутриполитических вызовов, удерживает рейтинг поддержки в пределах 26–30%.

Читайте также: Общественное мнение во Франции и ФРГ оказалось наиболее сдержанным в вопросе поддержки Украины — опрос

Основные политики, имеющие пророссийские сантименты во Франции, как и в Германии, представляют преимущественно крайний левый и правый фланги. Речь идет о «Национальном объединении» (бывший «Национальный фронт» Марин Ле Пен) и отдельных участниках блока левых политических сил — «Новый народный экологический и социальный союз». Пророссийская позиция Марин Ле Пен известна давно. Политик выступает за переговоры с РФ и считает, что победа Украины станет началом Третьей мировой.

Французские левые разделились в вопросе отношения к агрессии России. Например, лидер ультралевой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон раньше выступал против антироссийских санкций и поддерживал аннексию Крыма. А сейчас считает, что вторжение России спровоцировано НАТО. Похожая позиция у других членов блока левых сил — коммунистов. А вот французские социалисты и «зеленые» не были замечены в сентиментах по отношению к Кремлю.

Жан-Люк Меланшон

В течение 2023 года поддержка французских политиков динамично менялась. В определенные периоды Марин Ле Пен выходила на первое место в национальном рейтинге. Сейчас уровень ее поддержки немного снизился, но близок к Эмманюэлю Макрону. Поддержка Жан-Люка Меланшона составляет около 15%. Что касается политических сил, то партия Марин Ле Пен, пропрезидентская коалиция «Граждане вместе!» и левая коалиция «Новый народный экологический и социальный союз» имеют рейтинги в пределах 20–25%. Еще около 10% французов поддерживают правоцентристский «Союз правых и центра». Но, в отличие от Германии, идейная непримиримость между крайними правыми и левыми во Франции выражена очень четко. Поэтому коалиция между партиями, которые скептически относятся к поддержке Украины, здесь невозможна.

Сейчас политическая ситуация в Италии, еще одном члене не только ЕС, а и «большой семерки», известном частыми сменами правительств, выглядит стабильной. Следующие выборы там должны состояться в 2027 году. Партия главы Совета министров Джорджи  Мелони «Братья Италии» уверенно лидирует в национальных опросах, приближаясь к 30%. Ей удалось улучшить свои позиции на несколько процентов по сравнению с последними выборами. Джорджа Мелони занимает выразительную проукраинскую позицию. Ее партнеры по правой коалиции — «Лига Севера» и «Вперед, Италия!» — не испытывают искренней симпатии к нашему государству. Но у них существенно меньше рейтинг: около 9 и 7% соответственно. Поэтому их прежние заигрывания с российскими политиками не способны сейчас изменить внешнеполитический курс Италии.

Джорджа Мелони
Getty Images

Еще одна партия, к которой есть серьезные вопросы по поводу саботажа поддержки Украины, — «Движение пяти звезд». Эта политическая сила относится к популистским и не входит в состав коалиции. Ее рейтинг сейчас стабилен и колеблется в пределах 16%. Самая большая оппозиционная левоцентристская «Демократическая партия» сохраняет доверие около 20% избирателей и лояльно относится к поддержке Украины. Сохранение политической стабильности в Италии — в интересах нашего государства, ведь это гарантирует проукраинскую позицию официального Рима.

Читайте также: Таяни: Италия хочет продолжать поддерживать Украину со всех точек зрения

Кроме выборов в Европарламент, в следующем году состоятся парламентские и президентские выборы в нескольких странах Европы. Особое внимание стоит уделить двум государствам — Австрии и Румынии. В этих странах есть реальные шансы на победу скептично настроенных по отношению к поддержке Украины сил.

В Австрии Австрийская партия свободы восстановила свои электоральные позиции и вышла на первое место в рейтинге. На будущих выборах у нее есть реальные шансы победить. Впрочем, самостоятельно сформировать правительство, как и в случае с голландской Партией свободы, у нее вряд ли получится. Эта партия выступает за нейтралитет Австрии и не поддерживает санкции против Москвы. Но ради справедливости следует напомнить, что нейтралитет — базовый подход всего политического истеблишмента этой страны. Именно поэтому Австрия ограничивается оказанием Украине сугубо гуманитарной помощи.

В Румынии стремительно набирает популярность правопопулисткая партия «Альянс за союз румын» (AUR). На выборах 2019 года эта политическая сила получила только 9% поддержки. Но теперь ее рейтинг вырос до 20%, что дало возможность выйти на второе место. Кроме того, руководитель «Альянса за союз румын» Джордж Симион занимает третье место и у него около 18% поддержки среди возможных кандидатов в президенты.

Румынские ультраправые сравнивают себя с руководящими партиями в Венгрии и Италии и большими оппозиционными партиями в Испании и Франции и положительно высказываются в адрес премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Победа «Альянса за союз румын» на будущих выборах в Румынии не гарантирована. Но популярность этой партии, безусловно, является тревожным звоночком.

В следующем году Украину ждет много испытаний в сфере внешней политики. Чтобы адекватно реагировать на них, нужно видеть объективную картину и не делать ошибочных обобщений. Например, что все крайние правые или левые политические силы автоматически являются противниками помощи Украине. Наоборот, многие выразительно правые политические силы занимают антироссийскую позицию («Настоящие финны» в Финляндии, «Шведские демократы» в Швеции). Также нужно понимать, что победа политиков, скептически настроенных по отношению к поддержке Украины, еще не означает автоматической смены политического курса. Сомнительно, что в Европе в следующем году появится новый Орбан, который так откровенно и искренне будет подыгрывать России. Поэтому украинской дипломатии нужно активнее работать с разной политической средой, доносить свою позицию, убеждать, а не отстранено наблюдать за сменой политического ландшафта.