Теракты в Париже 13 ноября показали, что "Исламское государство" не заблокировано в Сирии и Ираке. Оно способно наносить удары в других странах. И несмотря на то, что жертвами террористов становятся в основном мусульмане, на Западе есть много людей, на которых ИГ может повлиять, чтобы использовать в своих целях.
Об этом на страницах Wall Street Journal пишет вице-президент исследовательского центра Вудро Вильсона Аарон Дэвид Миллер. Он перечисляет пять выводов, которые мир должен сделать после терактов в Париже.
Во-первых, скоординированные террористические атаки в Париже 13 ноября были особым видом террора. Это часть глобального исламистского джихада не смотря на то, насколько автономной и децентрализованной может быть террористическая сеть.
Это были не просто отвратительные экстремистские действия, как сказали президент Барак Обама и Госсекретарь Джон Керри. После атаки на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo Белый Дом инициировал саммит по противодействию насильственному экстремизму.
"Но давайте говорить прямо: Запад стоит перед вызовами, которые ему бросает международный терроризм во главе с радикальными исламистами, которые оправдывают свои поступки извращенной интерпретацией религиозных текстов, вербуют боевиков на Ближнем Востоке, в Европе и других частях мира для того, чтобы нанести ущерб не только людям другой веры, но и мусульманам, которых считают отступниками. В случае "Исламского государства", большинство его жертв именно мусульмане", - говорится в статье.
Во-вторых, до этого времени уверения Барака Обамы, что террористы заблокированы в Сирии и Ираке, выглядят правдоподобно, несмотря на кровавые события в Париже. Однако в ходе наступления против "халифата" в Сирии, которое продолжают курды при поддержке США, не был учтен важный момент.
"Исламское государство" способно выходить за пределы границ, вдохновляя людей в других странах и отправляя своих смертников в Анкару, Бейрут и другие города. Теряя территорию в Сирии и Ираке, у террористов появляется все более острая потребность продемонстрировать силу. И здесь больше, чем агенты ИГ, беспокоят боевики, которым удалось вернуться из Сирии в родные страны на Западе, а также разочарованные мусульмане Франции и Бельгии. Проще говоря, во всем мире есть много людей, которых "Исламское государство" может использовать для организации терактов.
Третий вывод заключается в том, что глобальная террористическая угроза требует более эффективных и скоординированных действий в ответ. Страны должны обмениваться данными разведки, принимать совместные антитеррористические мероприятия и стеречь границы, чтобы не позволить не только боевикам ИГ выйти за пределы "халифата", но и остановить завербованных боевиков, направляющихся на войну в Сирию и Ирак.
В-четвертых, становится очевидным, что террор – это продукт разъяренного, сломанного и неспособного функционировать Ближнего Востока, где появились большие куски территорий, неподконтрольных правительствам в Сирии, Ираке, Йемене и Ливии. Где распространено плохое управление. Вдобавок ситуацию усугубляют межконфессиональные конфликты суннитов и шиитов. Все это подпитывает экстремизм и насилие. Убивая сирийских суннитов, Башар Асад мотивирует представителей этого религиозного течения вступать в ряды "Исламского государства", а не присоединиться к умеренной оппозиции, которую поддерживают США. Другие страны, такие как Саудовская Аравия, поддерживают некоторые экстремистские группы, которые тоже исповедуют идеологию, основанную на исламе, и воюют против Асада.
И в-пятых, чтобы остановить террористов, неизбежны массовые скоординированные действия США, Франции и других европейских стран, а также России против "Исламского государства" в Сирии. Возможно, теракты в Париже создадут необходимость выступить против террористов глобально. Администрация Обамы может нарастить авиаудары и передать оппозиции Сирии лучшее оружие, отправить больше спецназа. Если "Исламское государство" сможет достичь успеха в организации атак в США, тогда Белый дом все равно столкнется с требованиями сделать больше. Но при этом надо понимать, что война против "Исламского государства" затянется на долго. Вероятно, что это будет самым большим вызовом для внешней политики этого поколения.
Тем временем, информационное агентство Reuters сообщает, что после Парижа "Исламское государство" угрожает терактами Вашингтону. А Франция начала массово бомбить террористов в Сирии. Быомбардування происходят вблизи сирийского города Ракка. В них принимают участие 10 франузьких самолетов. Они уже сбросили 20 бомб на позиции "Исламского государства".
В пятницу, 13 ноября, в Париже произошло шесть терактов, один за другим, ответственность за которые взяло на себя "Исламское государство". Разведки США заявляет, что в этих атаках прослеживается след "Аль-Каиды", а не "Исламского государства". 14 ноября французские правоохранители ликвидировали всех исполнителей терактов в Париже.
Парижский прокурор на пресс-конференции заявил об увеличении количества жертв парижских терактов до 129 человек, а раненых - до 352. Из них 99 находятся в критическом состоянии. В связи с этим прокурор не исключил рост числа погибших. СМИ информируют, что среди погибших была 1 гражданка США и 1 подданый Великобритании. Прокурор отметил, что всего было 3 группы террористов. Из 8 убитых террористов - 1 гражданин Франции и 1 сириец.