Новоизбранный президент США Джо Байден пообещал восстановить союзы, поврежденные его предшественником Дональдом Трампом. Байден наполняет свою администрацию лицами, знакомыми со времен президентства Барака Обамы. Теперь, когда Байден готовится вступить в должность 20 января, европейцы снова решаются думать о восстановлении трансатлантических отношений. При этом, внешняя политика США может измениться после штурма Капитолия. Однако, европейцы уже начинают строить планы, пишет журнал The Economist.
Примерно через месяц после победы Байдена на выборах, Европейская Комиссия выдала детальный набор предложений по совместным «трансатлантическим действиям». Этот список действий согласуется со взглядами Байдена, поэтому существуют реальные шансы на восстановление союза. На Америку и Европейский Союз приходится более 40% мирового ВВП, а вместе с Британией - почти половина глобальных оборонных расходов и огромное нормативно-технологическое влияние. Но глобальные вызовы растут, и Америка столкнулась с новыми внешними и внутренними проблемами. Оптимисты говорят, что это подкрепляет аргументы по возрождению «трансатлантизма». Но, чтобы оставаться актуальным, союз нуждается в обновлении.
При администрации Байдена трансатлантические отношения делятся на три аспекта. Во-первых, реальной победой можно назвать уже то, что Байден - это не Трамп. Дональд Трамп охарактеризовал ЕС как "врага", а НАТО называл устаревшей организацией. Однако, Байден снова присоединится к Парижскому климатическому соглашению и отменит выход США из ВОЗ.
Байден вряд ли поддержит сокращение военнослужащих, размещенных в Германии. Однако, новый американский лидер может поднять пошлины на сталь и алюминий в ЕС. При этом, европейцы рассчитывают на то, что Америка покажет готовность реформировать Всемирную торговую организацию.
Что касается безопасности, то европейцы могут ожидать гарантии взаимной обороны НАТО и большей предсказуемости в политике США в отношении России. Байден заявил, что готов продлить соглашение о контроле над ядерными вооружениями с Россией, срок действия которого истекает 5 февраля. ЕС с Британией также хотели бы, чтобы Америка вновь присоединилась к соглашению относительно ядерной деятельности Ирана. Байден заявил о готовности сделать это, если Иран выполнит его условия. Все стороны участвуют в сложном «дипломатическом танце», чтобы увеличить рычаги влияния до начала переговоров.
Более амбициозные идеи составляют второй аспект потенциально новых трансатлантических отношений. Байден пообещал провести "саммит демократий", чтобы противостоять автократии. Этот саммит, скорее всего, будет выглядеть как набор принципов для руководства политикой по целому ряду вопросов. Но коррумпированные европейские правительства, как в ЕС, так и за его пределами, могут рассчитывать на более решительную политику США. Также, Америка и Европа будут активно сотрудничать и в климатическом аспекте. Однако, координация ценообразования на углерод может столкнуться с большими препятствиями в Конгрессе.
Некоторые немецкие политики надеются возродить Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство. Однако отношение общественности к крупным торговым сделкам ухудшилось по обе стороны Атлантики.
Совместный совет по вопросам торговли и технологий может помочь продвигать общие стандарты в новых технологиях, таких как искусственный интеллект. Другие демократии можно пригласить присоединиться.
В цифровой сфере может вспыхнуть давняя напряженность конфиденциальности данных и конкуренции, поскольку американские регулирующие органы становятся настороженными относительно вызовов крупных технологических компаний. Один аспект - это налог на цифровых гигантов, утвержденный в нескольких европейских странах.
Относительно третьего аспекта новых трансатлантических отношений, то две стороны должны смягчить напряженность. Опасения некоторых американцев относительно того, что европейцы, в частности Германия, не платят за военные расходы, не закончится уходом с должности Трампа. Европейские усилия по распределению нагрузки на сферу безопасности, включая военную мобильность, киберзащиту, а также борьбу с коррупцией, должны найти отклик в Вашингтоне, особенно если они могут уменьшить напряженность в соседстве с ЕС. Но вдохновленные Францией попытки установить "стратегическую автономию" в обороне встретят сопротивление, если эти попытки будут выглядеть как подрыв НАТО.
Угроза вторичных санкций со стороны Америки в отношении субъектов, связанных с проектами, которые не понравились Конгрессу, стала главным трансатлантическим раздражителем в годы президентства Трампа. Северный поток-2 - российский газопровод, часто становился мишенью: недавно Конгресс наделил Трампа полномочиями вводить санкции на связанные с этим проектом компании. Именно поэтому Байден предстанет перед неудобным выбором.
Конкуренция растет со стороны Китая, все больше проникает в американскую внешнюю политику и может стать крупнейшим трансатлантическим испытанием. ЕС рассматривает Китай частично как "системного соперника", это может открыть пространство для совместных трансатлантических действий. Байден говорит, что "единый фронт" даст демократиям "весомые преимущества" над Китаем. Однако 30 декабря ЕС согласовал с китайским лидером Си Цзиньпином схему инвестиционного соглашения, которая вызвала критику как в Европе, так и в Америке.
Однако, несмотря на недовольство, команда Байдена не ожидает, что соглашение сделает невозможным более глубокое трансатлантическое сотрудничество по противостоянию влиянию Китая. Но более целенаправленный американский подход может поставить европейцев перед жестким выбором. Они будут сопротивляться американским призывам полностью отсоединиться от Китая - действительно, многие европейские компании усиливают свои китайские инвестиции. Сами европейцы разделены по вопросу Китая. Но они будут открыты для обсуждений цепей поставок, построения общих стандартов и согласования подходов к иностранным инвестициям, а в некоторых случаях и по контролю экспорта. А то, что канцлер Германии Ангела Меркель планирует покинуть пост, может изменить политическое равновесие в Европе.
Опасения в ЕС, что Трамп или кто-то подобный ему может вернуться через четыре года к власти в США, могут вдохновить Европу на стратегическое переосмысление - от наращивания суверенных возможностей в области обороны и технологий к поиску других союзников. Но сейчас Байден настроен выполнить свое обещание перед избирателями и продемонстрировать, что Америка сильная, когда работает со своими союзниками, резюмирует издание.