UA / RU
Поддержать ZN.ua

Попытки Запада возобновить отношения с Россией всегда заканчиваются неудачей — The Washington Post

Россия категорически отказывается трансформировать собственную политику и рассматривает любой диалог как возможность давления на Европу.

Обострение кризиса в отношениях Запада и России является одной из немногих вещей, которые постоянно повторяются в дипломатическом мире. Администрация бывшего президента США Барака Обамы начала из своей знаменитой «перезагрузки» в 2009 году, продумав целую концепцию. Но с тех пор попытки Запада восстановить отношения с Россией президента Владимира Путина фактически полностью разрушены, пишет The Washington Post.

В 2010 году Европейский Союз и Россия начали очень амбициозное Партнерство по модернизации, а в следующем году канцлер Германии Ангела Меркель начала Инициативу Мезеберга для построения более тесных и структурированных отношений по вопросам безопасности между ЕС и Кремлем.

Российская агрессия против Украины в 2014 году разрушила все эти усилия. После этого Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), тогда под швейцарским председательством, создала группу специальных лиц, чтобы попытаться проложить путь к перезагрузке.

После достаточно критических замечаний, летом 2019 года президент Франции Эммануэль Макрон инициировал амбициозный стратегический диалог с Кремлем, направил министров в Москву и создал специальные рабочие группы.

А недавно верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель совершил свой визит в Москву, который изрядно разочаровал его лично, и Европу в целом. Результаты всех этих усилий были более или менее одинаковыми - в лучшем случае результат был нулевым, а в худшем - дальнейшее обострение отношений.

Конечно, есть важные сферы выборочного привлечения и сотрудничества с Россией, которые пережили постепенное ухудшение отношений. Администрация Байдена возобновила диалог по стратегической стабильности ядерных вопросов, и Европа готова к разговору с Россией по восстановлению Общего комплексного плана действий в отношении Ирана, вопроса изменения климата и других многосторонних проблем. Но это не помогает решить затяжной кризис в отношениях России и Запада.

К тому же время от времени Россия прибегает к агрессивным действиям, которые подрывают попытки восстановить связи с Западом, такие как отравление критиков режима или периодические кибератаки, в частности, на ведомства западных стран - все это не дает вывести отношения на более конструктивный путь.

Основная причина серийного провала частых попыток перезагрузки заключается во многих фундаментальных проблемах - Россия категорически отказывается трансформировать свою политику, и рассматривает любой диалог как возможность давления на Европу.

С европейской точки зрения, безусловно, самым большим барьером является политика России в ее непосредственном соседстве. Признание Южной Осетии и Абхазии независимыми странами, а также агрессия против Украины сначала с аннексией Крыма, а затем установлением российского военного штаба в Донбассе - все это является нарушением основных принципов европейской безопасности.

В 2016 году ЕС установил базовые принципы своих отношений с Россией, в том числе полное соответствие Минским договоренностям о восстановлении территориальной целостности Украины в Донбассе. Но Кремль не желал делать никаких надежных шагов в этом направлении.

Ожидания Кремля с его попытками диалога по вопросам европейской безопасности двойные. Во-первых, он хочет официального признания, прямо или косвенно, права участвовать в политике своих непосредственных соседей, де-факто уменьшая их суверенитет. Во-вторых, Москва хочет избавиться от имеющихся обязательств по соблюдению прав человека и, таким образом, расширить возможности для репрессий против своих граждан по собственному желанию.

Уроки, извлеченные из множества ошибок после попыток наладить отношения с Россией, состоят в том, что только твердо отказываясь от этих попыток со временем можно заставить Россию изменить свою политику. Это единственный надежный путь к более конструктивным отношениям.

Как заявляет бывший министр иностранных дел Молдовы Николае Попеску, Россия "будет искать перезагрузки только тогда, когда она ударится о стену западной неуступчивости, потеряв надежду на то, что сможет обойти такую ​​неуступчивость или переждать ее". Сейчас, по его словам, "предложение России перезагрузки всегда приводит только к большему игнорированию Москвой западных интересов в вопросах восточноевропейской безопасности или проблем на Ближнем Востоке".

Также в игру вступают внутренние проблемы в России. Партнерство ради модернизации стало результатом эпохи российского президента Дмитрия Медведева, когда "модернизация" была главным словом дня в России. Но эти дни прошли, и сейчас наблюдается режим стагнации, который начинает бояться собственного упадка, поскольку неизбежные изменения уже близко.

Возможно, Западу придется подождать, пока Россия осуществит собственную внутреннюю перезагрузку, что, видимо, является необходимым условием ее внешнеполитической трансформации. Как отметил Кадри Лиик из Европейского совета по международным отношениям, ЕС и США, вероятно, придется "подготовиться к годам разочарования в своих отношениях с режимом в Москве, но этот режим уже медленно приходит в упадок, не в состоянии обновить себя и переживает за собственное выживание".

Читайте также: Если Россия хочет столкновения, мы готовы – генсек НАТО

Во время визита Жозепа Борреля в Москву МИД РФ объявило трех европейских дипломатов персонами нон грата из-за присутствия на акциях в поддержку оппозиционера Алексея Навального. 

Подробнее о том, что связывает протесты Навального, новое ускорение, речь Путина в Давосе и абхазский сценарий для ОРДЛО, читайте в статье Сергея Немырыча “Ветер перемен”.