Если попросить историков назвать наиболее нелепое соглашение, которое когда-либо подписывали, существует большая вероятность, что они назовут Пакт Бриана-Келлогга, который был заключен в 1928 году.
Документ, подпись на котором поставили 63 страны, запрещал 3. Попытка положить конец вооруженным конфликтам была хоть и масштабной, но бессмысленной. А рассчитывать на то, что это можно сделать при помощи международного соглашения, было не просто абсурдно, но и опасно наивно.
Об этом на страницах New York Times пишут профессора юриспруденции Йельского университета Уна Хэтэуэй и Скотт Шапиро.
Они отмечают, что с одной стороны критики правы. Спустя 10 лет каждая страна, подписавшая Пакт Бриана-Келлогга за исключением Ирландии, принимала участие в войне. Соглашение не просто не смогла помешать началу Второй мировой войны. Оно не остановило начало Корейской войны, арабо-израильского конфликта, индо-пакистанских войн, войны во Вьетнаме, Югославской гражданской войны и нынешних конфликтов в Украине, Сирии и Йемене.
Но с другой стороны критики ошибаются. Хотя пакт не положил конец всем войнам на свете, он эффективно устранил одну из главных причин, почему страны вообще воевали: политику завоевания.
Дл 1928 года страны имели законное право развязывать войны. Если одна страна объявляла себя жертвой другой, международный закон позволял ей применить силу, чтобы доказать сопернику свою правоту. Международный закон также давал странам право завоевывать, что означало иметь возможность получать выгоду посредством войны, захватывая территории, ресурсы и людей. Право завоевывать не зависело от того, занимал ли завоеватель справедливую позицию или нет. Если он заявлял, что был жертвой, опираясь даже на самые нелепые аргументы, завоеватель становился новым законным обладателем другой страны. Не трудно заметить, что страны злоупотребляли правом развязывать войны.
Пакт Бриана-Келлогга изменил фактически каждое международное правило, которым страны пользовались на протяжении веков. Самое важное то, что он запретил странам устанавливать свое право на чужие территории с помощью грубой силы. Поскольку война была запрещена за исключением случая самозащиты, страны потеряли право завоевывать. Да, агрессоры до сих пор могут захватывать города силой. Но теперь это не означает, что так делать вполне законно и оккупированный город становится собственностью агрессора.
Авторы заключают, что Пакт Бриана-Келлогга изменил международный закон. Но изменил ли поведение стран? Хэтэуэй и Шапиро считают, что изменил.
"В рамках исследования с участием 18 студентов Йельского университета мы определили, что с 1816 года до подписания Пакта Бриана-Келлогга в 1928-м новое территориальное завоевание происходило примерно раз в 10 месяцев. Каждая страна во время этого периода имела 1,33% шанс стать жертвой завоевания любого года. На первый взгляд может показаться, что это не высокий показатель. Но на самом деле это не так. Страна с ежегодным риском завоевания на уровне 1,33% может быть захвачена другой страной раз за жизнь одного поколения людей. И эти захваты не были мелких масштабов. Средняя площадь захвата территорий в 1816-1926 годах составляла 114088 квардратних миль в год", - говорится в статье.
После Второй мировой войны завоевания почти полностью исчезли. Их количество сократилось до одного случая на примерно четыре года. Захваченная площадь сократилась в среднем до 5772 квадратных миль в год. И вероятность, что каждое человеческое поколение столкнется с завоеванием за свою жизнь, сократилась с 1,33% до 0,17%. То есть это может случиться раз или два за столетие.
"В придачу, наши данные указывают, что два десятилетия после подписания Пакта Бриана-Келлогга - с 1929 до 1948 - отметились серьезными изменениями в поведении стран. Захваты в этот период не исчезли, но почти все они были отменены. Значительные территории, которые были захвачены до 1948 года, в конце концов вернулись под власть стран, которым они принадлежали изначально", - говорится в статье.
Авторы отмечают, что США, Британия и Франция после Второй мировой не захватывали новые территории для себя, а Союзники вернули Китаю Манчжурию, освободили Эфиопию от властей Италии и отменили немецкие завоевания в Европе.
Единственная страна, которая захватила значительные территории после Второй мировой войны, - это СССР. Иосиф Сталин настаивал, что позволить ему оккупировать целые страны - это цена за мир. Но другие союзники видели в этой уступке случай досадного исключения, а не прецедент, которым можно пользоваться в будущем.
"Незаконная аннексия Крыма войсками России в 2014 году может показаться доказательством того, что мы ошибаемся. Но оккупация полуострова - это исключение, которое доказывает, насколько редко завоевания происходят сегодня. При динамике до 1928 года у нас было бы примерно 11 случаев захвата территорий, таких как Крым. Вдобавок, фактически все страны в мире считают аннексию Крыма незаконной, не признавая его частью России", - говорится в статье.
Авторы отмечают, что сокращению количества завоеваний способствовали также появление ядерного оружия и развитие свободной торговли. Но они указывают, что ядерные арсеналы существуют именно для сдерживания агрессии, а не для завоевания чужих территорий. Страны наказывают нарушителей санкциями вместо того, чтобы развязывать войны, поскольку их больше не интересует завоевание. Ведь торговать стало выгодней, чем аннексировать территории. Именно поэтому, по мнению авторов, попытка запретить войны Пактом Бриана-Келлогга была не такой уж и бессмысленной.
Ранее бывший посол США в Украине Джон Хербст отмечал в статье для Atlantic Council, что именно Россия разжигает войну в Донбассе и об этом стоит помнить. Москва ведет войну низкой интенсивности в Донбассе, чтобы дестабилизировать правительство в Украине, вызывая постоянные украинские потери, заглатывая кусок за куском украинскую территорию и создавая давление на экономику.