Не много дипломатических софизмов так мастерски сформулированы, как американская политика "единого Китая". Простое повторение этой мантры чиновниками США помогло сохранить мир между двумя ядерными державами.
Если Америка откажется от этой политики, материковый 3 разозлится. Вспыхнут антиамериканские протесты. Правительство в Пекине может ответить военной атакой на Тайвань или на американские силы в регионе. Мировая экономика будет под ударом, а миллионы жизней будут поставлены под угрозу.
Об этом сегодня пишет The Economist, напоминая, как президент Дональд Трамп легкомысленно заявил, что может отказаться от политики "единого Китая", если Пекин не пойдет на договоренности с Вашингтоном в области торговли. Позже, правда, в разговоре с лидером КНР Си Цзиньпином американский президент заверил, что его страна останется благосклонной к политике "единого Китая". Но она все равно осталась в очень шатком состоянии. Трампу стоит сделать все, чтобы желание США сохранить статус-кво было очевидным и надежным.
Издание отмечает, что политика "единого Китая" - это выдумка. Во времена, когда ее сформулировали, правительства как в Пекине, так и в Тайбэе претендовали на контроль над всем Китаем. До 1970-х годов Америка признавала лишь "свободный Китай", тот, что на острове Тайвань. А потом Вашингтон, учитывая то, что оба правительства считали себя законной властью на всех китайских территориях, решил объявить поддержку "единому Китаю", не уточняя при этом, какое из правительств считает настоящим.
Это было нужно для задабривания коммунистической КНР, поскольку президент Ричард Никсон хотел склонить ее на свою сторону в холодной войне против СССР. Коммунисты хотели бы, чтобы Америка согласилась с их принципом "единого Китая", согласно которому Тайвань считается сепаратистским регионом. Но их удовлетворило и то, что США вывели свои войска с острова и согласились на дипломатическое признание КНР. И то, и другое Вашингтон сделал в 1979 году. Таким образом, выдумка закрепилась.
Это привело к чрезвычайному развитию двух великих держав. Их разделяла идеология, но объединяла общая неприязнь к СССР, а затем и общее желание развивать торговлю и процветать. Однако, вопрос Тайваня остается между ними. КНР не отказалась от своей мечты взять под контроль остров и не исключает возможность применить силу, если придется. Америка же продолжила продавать оружие Тайваню. "Акт об отношениях с Тайванем" требует, что США будут "глубоко встревожены" актом агрессии против правительства на острове. Этот намек можно трактовать как американское обязательство прийти на помощь, если будет нужно.
КНР неоднократно выражала недовольство этим. Ее наращивание военной мощи не в последнюю очередь было продиктовано желанием сдержать США от защиты Тайваня. Если Пекину удастся заставить Вашингтон не вмешиваться, он может осмелиться на попытку силой подчинить себе остров.
Эта пороховая бочка теперь нависла над развитием тайваньской демократии. С 90-х годов остров стал отходить от автократии. Тайваньцы прагматичные. В прошлом году они выбрали президента, который лояльно относится к идее провозглашения независимости Тайваня, но одновременно не хочет обострять вражду с Пекином. Многие в Тайбэе считают, что острову хватает имеющейся самостоятельности. Мало кто хочет раздражать Китай формальным провозглашением независимости. Но тайваньцы тоже ставят под вопрос идею "единого Китая". Они считают материковую китайскую державу совершенно другой страной и не хотели бы, чтобы соседняя автократия вдруг поглотила их. Тайвань никогда не был под контролем коммунистов. С 1895 года он находился под управлением материкового правительства менее пяти лет.
Большинство тайваньцев были бы рады, если бы вымысел о "едином Китае" сохранилась. Но будет ли это так? Компартия никогда не отказывалась от своих амбиций. И одного дня для того, чтобы укрепить свою популярность, она может попытаться захватить Тайвань.
Амерканська способность и желание сдерживать КНР жизненно важны не только для Тайваня, но и для более широкой роли США в мире. Оружие, которое Вашингтон продает Тайбэю, не поможет острову долго защищаться от китайской армии в случае агрессии. Но эти поставки могут стать сигналом, что США не безразличны к судьбе Тайваня, и Пекину стоит об этом помнить. Вместо того, чтобы использовать остров как разменную монету, Америке стоит продолжить свою военную поддержку Тайбэя. И если мантра о "едином Китае", несмотря на свою неправдивость, позволяет сохранить мир, тогда оно того стоит.
Ранее издание Financial Times писало, что Тайвань боится оказаться зажатым между Китаем и США. Политики и аналитики на Тайване убеждены, что Пекин усиливает давление на демократический остров из-за поведения Трампа.
А бывший представитель США в ООН Роберт О'Браян на страницах издание The National Interest предостерегал, что Тайваню стоит готовиться к попытке КНР разыграть крымский сценарий. Пекин может начать давить на 22 страны, которые до сих пор признают суверенитет Тайваня и требовать от них разрыва дипломатических отношений с ним в пользу Пекина. Также коммунистический Китай может развернуть широкомасштабные военные учения в акватории возле острова.