Послы стран ЕС встретятся сегодня для обсуждения нового пакета санкций против России, наиболее весомым компонентом которого будет ограничение цены на экспортируемую морем российскую нефть. Этот шаг в целом был согласован странами G7. И его нужно наконец-то воплотить.
Как пишет Politico, ЕС испытывает все большее давление требований, чтобы он выполнил свое обещание о скором и решительном ответе на поведение Москвы в последнее время, особенно после того, как Владимир Путин в прошлую пятницу провозгласил об аннексии четырех областей Украины. Однако шесть дипломатов рассказали Politico, что ряд стран до сих пор создают препятствия. То, что среди них Венгрия, уже не удивляет. Но протестуют также Кипр, Греция и Мальта, флоты танкеров которых транспортируют большую часть российской нефти.
Рискнет ли Венгрия сделать так, чтобы затянуть одобрение пакета санкций? Этот вопрос интересует многих дипломатов, указывающих на компромисс, предложенный в воскресенье Европейским Советом во главе с Чехией. Он уже решает многие беспокойства Будапешта. Среди прочего, венгерская сторона настаивала, чтобы ей разрешили реэкспортировать российскую нефть в соседние страны ЕС. Ведь Венгрия до сих пор получает поставки через нефтепроводы. Еврокомиссия, а также страны ЕС обеспокоены тем, что это даст Будапешту нечестное преимущество на едином рынке. Многие считают, что Будапешт и так получил достаточно, когда для него сделали исключение и позволили получать российскую нефть через "трубу".
Дипломатов насторожили слова венгерского постоянного представителя на встрече в пятницу о том, что у его страны есть ряд открытых вопросов, из-за которых она может быть не готова поддержать решение о санкциях до встречи лидеров стран ЕС в конце этой недели. По словам одного из дипломатов, создается впечатление, что «Венгрия просто пытается выдавить как можно больше». Другой высокопоставленный дипломат сказал, что Венгрии следует помнить, что если она перестарается, другие страны ЕС могут применить подобные тактики и ввести новые пошлины на поставляемую через нефтепроводы нефть. Собственно, для этого не нужно единодушие, хватит и большинства голосов в Европейском Совете. Так что Будапешт не сможет наложить вето.
В конце концов, проблема Венгрии может оказаться не столь большой по сравнению с другой преградой для санкций, какой стала судоходная промышленность. Именно с ней связан протест Кипра, Греции и Мальты. Эти три страны встревожены, что ЕС выстрелит себе в ногу, если запретит их танкерам транспортировать российскую нефть (проданную по ограниченной цене) без введения аналогичного запрета другими крупными судоходными странами, такими как Турция, Индия и Индонезия. Кипр, Греция и Мальта опасаются, что эти конкуренты могут просто отобрать их бизнес. Однако дипломаты говорят, что требование отложить санкции до времен, когда Индия согласится их поддержать, - это то же самое, что попросить вообще их не вводить.
Терпение заканчивается. Неназванный европейский дипломат сказал, что многие страны принесли в жертву свои доходы и выгодный бизнес ради большей цели – покончить с войной, которую развязала Россия. Другой дипломат предостерег Кипр и Грецию, что им следует помнить о собственной зависимости от солидарности ЕС в отношениях с Турцией.
Принимая во внимание все преграды, послы готовятся к проведению дополнительных встреч на этой неделе. Собственно они обсудят вопросы санкций еще раз в среду. Но целью остается согласовать пакет до встречи лидеров ЕС в пятницу. Один из дипломатов сказал Politico, что пока ясно одно: "Не будет никакого пакета санкций без ограничения цены на нефть".