Китай неосознанно помогает Ирану блокировать судоходство в Красном море, ухудшая глобальные торговые потоки и нанося ущерб собственным интересам, говорят представители западных спецслужб. Об этом пишет Politico.
Закупка Китаем подсанкционной иранской нефти косвенно финансирует подрывающие судоходство нападения йеменских повстанцев-хуситов в Красном море. Около 15% мировой торговли проходит через коридор из Аденского залива через Красное море и Суэцкий канал, соединяющий Азию и Европу.
Китай покупает около 90% иранской нефти, в том числе сырую нефть, которую продают силы "Кудс" — подразделение Корпуса стражей исламской революции, отвечающее за внешние военные операции Тегерана.
Силы "Кудс" тренируют и финансируют иранских террористов по всему Ближнему Востоку, включая, например, "Хезболлу" в Ливане и йеменских повстанцев-хуситов.
“Хуситы атакуют международные маршруты, и первой пострадавшей от этого страной является сам Китай. Я не уверен, осознают ли они, что срезают ветку, на которой сидят", - сказал один из чиновников.
Представитель китайского правительства не ответил на просьбу Politico о комментарии.
Хотя хуситы обещали не атаковать корабли Китая, повстанцы выпустили несколько ракет в начале этой недели по китайскому судну Huang Pu. Судно получило незначительные повреждения. Неизвестно, знали ли хуситы о том, кому принадлежит корабль.
Тем не менее, это нападение подчеркивает, в какой степени незаконная закупка Китаем нефти у Ирана начала приносить негативные последствия.
Международные санкции оставили иранский режим без денег. Для финансирования своих террористических марионеток Тегеран выделяет силам "Кудс" ежегодный объем нефти, которую группировка продает за границу через сложную сеть подставных компаний.
Большинство стран отказываются покупать иранскую нефть, опасаясь санкций, особенно введенных Вашингтоном в связи с иранской программой создания ядерного оружия. Китай, получающий около 10% нефти из Ирана и не поддерживающий санкции, годами извлекал выгоду от изоляции Тегерана, позволяющей китайским компаниям покупать нефть со значительной скидкой.
Однако ситуация в Красном море усложнила этот расчет.
По данным немецкого аналитического центра Кильского института мировой экономики, с октября прошлого года хуситы атаковали десятки кораблей в Аденском заливе и Красном море, что привело к падению судоходства более чем на 60%. США и некоторые европейские страны усилили военно-морское присутствие в Красном море, но этого оказалось недостаточно для сдерживания нападений.
По данным разведки, хуситы атакуют корабли, используя беспилотники и ракеты, поставляемые им Ираном.
Ранее в этом месяце в результате атаки хуситов погибли трое членов экипажа на борту либерийского судна True Confidence, в которое повстанцы попали противокорабельной баллистической ракетой примерно в ста километрах от йеменского побережья. В феврале хуситы ракетами ударили по британскому кораблю Rubymar, затонувшему в южной части Красного моря. На борту судна находилось более 40 тысяч тонн удобрений.
Крупные западные судоходные компании, такие как Maersk, заявляют, что Красное море сейчас слишком рискованно, и перенаправляют свои суда в обход мыса Доброй Надежды, что увеличивает продолжительность поездки на 14 дней. Хотя более длинный маршрут не сильно влияет на цену, благодаря высокой стоимости прохождения по Суэцкому каналу, дополнительное время может негативно повлиять на цепи поставок, от которых зависит экспортный сектор Китая.
"Основной эффект – это больше времени пребывания в море. Для Китая очень важно, чтобы глобальные торговые пути функционировали бесперебойно", – сказал аналитик Юлиан Хинц.
Хуситы утверждают, что совершают эти нападения из солидарности с палестинцами в Секторе Газа, где Израиль начал военную кампанию против ХАМАС после нападения боевиков. Но подавляющее большинство судов, которые атаковали хуситы, не израильские и не предназначены для Израиля.
Действия хуситов вызывают недовольство среди стран Индийского океана, в том числе Индии и Шри-Ланки, взявших на себя основную тяжесть перебоев в Красном море. В прошлом месяце на конференции по вопросам торговли в Шри-Ланке Иран столкнулся с резкой критикой, а некоторые участники призвали Международную морскую организацию ООН, также отправившую на встречу своего представителя, принять юридические меры против Тегерана.
Американские официальные лица считают, что только военных действий будет недостаточно для сдерживания хуситов, поэтому Тегерану, в конце концов, придется оказывать давление на группировку. Хотя хуситы менее идеологически близки к Ирану, чем другие боевые группировки, эти отношения усиливаются, поскольку движение становится все более важным членом "оси сопротивления", поддерживаемой Тегераном.
FT писала, что США провели тайные переговоры с Ираном, пытаясь убедить Тегеран использовать влияние на йеменских хуситов, чтобы они прекратили нападения на корабли в Красном море.