UA / RU
Поддержать ZN.ua

Под руководством Талибана Афганистан аккумулирует транснациональные террористические группировки, но чего на самом деле боятся талибы — Foreign Affairs

В Афганистане растет движение сопротивления. В отсутствии какой-либо помощи международного сообщества, Национальный фронт сопротивления Афганистана все же имеет некоторые успехи на севере страны в борьбе против Талибана. Национальный фронт возглавил Ахмад Масуд, сын покойного Ахмад Шаха Масуда, лидера-ветерана борьбы против Советского Союза и яростного противника Талибана, который был убит Аль-Каидой в 2001 году.

Прошел год с момента падения Исламской Республики Афганистан и возвращения талибов к власти в Кабуле. Несмотря на свои проблемы, Афганистан до августа 2021 года был свободной демократической страной; теперь он находится в состоянии беспорядка и анархии. Страна находится на грани самого серьезного гуманитарного кризиса в наше время, экономика находится в руинах, а население сталкивается с острой нехваткой продовольствия. Растет торговля людьми и незаконный оборот наркотиков. Убийство лидера "Аль-Каиды" Аймана аль-Завахири в Кабуле свидетельствует о сохраняющихся связях между талибами и транснациональными террористическими группировками. Хаос в стране только будет подпитывать терроризм и насилие, но международное сообщество просто наблюдало, как разваливается Афганистан. Региональные и глобальные державы, кажется, готовы признать фактическое правление Талибана, даже если им не хватает легитимности и поддержки населения, пишет Али Майсам Назари для Foreighn Afairs.

Мир не должен обрекать афганцев на это мрачное будущее. В стране остается по крайней мере одна сила, которая стремится восстановить демократию и дать отпор талибам, бороться с террористическими группировками, такими как "Аль-Каида" и так называемым "Исламским государством" (ИГИЛ). Национальный фронт сопротивления Афганистана (НФСА) является наиболее боеспособной организованной и вооруженной оппозицией в стране. Ее возглавляет Ахмад Масуд, сын покойного Ахмад Шаха Масуда, лидера-ветерана борьбы против Советского Союза и яростного противника Талибана, который был убит Аль-Каидой в 2001 году, за два дня до терактов 11 сентября. Как его отец несколько десятилетий назад сопротивлялся талибам и иностранным террористам, так же и Масуд начал борьбу прошлом году. Когда в августе прошлого года Ашраф Гани, президент павшей афганской республики, и многие другие официальные лица бежали из Афганистана, Масуд решил остаться и сражаться. В своей родной провинции Панджшер он смог собрать тысячи солдат Афганских национальных сил безопасности (АНСБ), которые решили присоединиться к НФСА. Ключевые должностные лица республиканского правительства также прибыли в Панджшер, чтобы объединиться с Масудом в сопротивлении Талибану.

НФСА вели ожесточенные бои против талибов до середины сентября прошлого года, когда Масуд приказал своим войскам отступить в боковые долины Панджшира и Андараба и перейти к стратегии партизанской войны. С тех пор военное крыло организации действует на севере Афганистана, а политическое крыло базируется за пределами Афганистана.

Силы НФСА продолжают действовать на севере страны. В последние недели НФСА атаковали позиции Талибана, освобождали деревни от контроля талибов и наносили удары по международным террористическим группировкам на севере Афганистана, которым талибы снова разрешили зайти в страну. Сопротивление НФСА вселяет надежду, но пока международное сообщество не оказало группе никакой поддержки. Чтобы спасти Афганистан от жестокой деспотической хватки Талибана и его союзников-террористов, внешние силы должны помочь НФСА и датиь им шанс на победу.

На заре сопротивления

Власть Республики, свергнутая талибами в 2021 году, не лишена недостатков. Правительства, правившие Афганистаном в течение последних 20 лет, были в высшей степени централизованы и построены вокруг фигуры царственного президента, что создавало условия для всепроникающей коррупции, расширения прав и возможностей приспешников и политических союзников и маргинализации интересов большинства афганцев. Недовольство далеким и надменным правительством в Кабуле побудило многих людей со всей страны присоединиться к талибам.

НФСА считает, что Афганистан должен управляться как децентрализованная демократическая республика, политическая система, которая будет лучше представлять все этнические группы и обеспечивать равные права для всех граждан, независимо от их расы, религии и пола. В такой стране, как Афганистан, где ни одна этническая группа не составляет большинство населения, только децентрализованная политическая система может справедливо распределить власть, обеспечить политическую стабильность, гарантировать справедливость и единство. Власть и полномочия должны быть переданы из столицы провинциям и округам, а местные и провинциальные чиновники должны избираться народом, а не назначаться центральным правительством. Децентрализованный Афганистан позволит людям быть ближе к решениям, которые определяют их жизнь, и привлекать к ответственности своих представителей и должностных лиц. Однако прежде чем любой такой процесс может быть установлен, необходимо возродить демократию и институт выборов, чтобы проложить путь к более справедливому и заслуживающему доверия правительству. НФСА непреклонна в том, что свободные и честные выборы являются единственным источником политической легитимности в стране, и без них ни одна группа не может претендовать на то, чтобы представлять народ Афганистана.

Для достижения этой цели НФСА развернули вооруженную борьбу против талибов и их партнеров. Военное крыло НФСА состоит из остатков бывших вооруженных сил Афганистана, которые в течение последних двух десятилетий обучались, консультировались и финансировались США и НАТО. Падение Республики Афганистан произошел не по их вине. Вывод войск США привел к оттоку необходимых ресурсов, подрядчиков и советников, что ограничило способность сил АНСБ эффективно противостоять наступлению талибов. Что еще более важно, афганскую армию подвело слабое политическое руководство. Гани и его советникам не хватало военной подготовки и опыта, важные военные решения и назначения они принимали из президентского дворца и игнорировали советы сотрудников службы безопасности.

К счастью, в Афганистане остались более эффективные лидеры. Тысячи афганских солдат прибыли в Панджшер в августе 2021 года, чтобы сплотиться перед Масудом и продолжить борьбу против Талибана и их союзников-террористов. Несмотря на то, что у него нет достаточных ресурсов, у НФСА есть воля к борьбе, он поддерживает законное дело и извлекает выгоду из сильного руководства. Солдаты НФСА считают, что Масуд, честный, молодой и образованный лидер, способен освободить страну от Талибана и установить новый политический и социальный порядок, который принесет пользу всем афганцам.

Весеннее наступление

В прошлом году НФСА продолжали свою борьбу, несмотря на то, что все внешние силы покинули Афганистан. Ставки продолжающегося конфликта велики, они превышают ставки простой гражданской войны. Талибан позволили региональным и международным террористическим группировкам создать базы в Афганистане. Тысячи иностранных боевиков с Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии, говорящие на неизвестных афганцам языках, живут по всей стране под защитой талибов. Эти боевики вооружены оружием и техникой на сумму более 7 миллиардов долларов, оставленными НАТО в хаосе ухода США из страны.

Эти группировки угрожают не только стабильности Афганистана, но и региону в целом. Талибан передали охрану афгано-таджикской границы группировкам боевиков "Джамаат Ансаруллах" и Исламскому движению Узбекистана. Недавно при содействии движения Талибан террористы из Таджикистана сформировали группу под названием "Движение талибов Таджикистана", целью которой является создание собственного исламского эмирата в Центральной Азии. Недавняя атака беспилотника США, в результате которой Завахири был убит в центре Кабула, свидетельствует о глубоких и тесно переплетенных отношениях между Талибаном и террористическими группировками, такими как "Аль-Каида". Несмотря на все эти тревожные события, НФСА сама по себе. Ни одна страна не оказывает материальную поддержку НФСА, хотя это часть более широкой борьбы за глобальную безопасность и общечеловеческие ценности.

Тем не менее, НФСА удалось выстоять и укрепиться. Национальному фронту пришлось полагаться на свои собственные ресурсы, чтобы поддерживать тысячи солдат на севере в течение суровой зимы в горах Гиндукуша, что требовало создания линий материально-технического снабжения, чтобы обеспечить солдат НФСА убежищем, одеждой, средствами связи, оружием и боеприпасами. К счастью, НФСА не только успешно сохранил свои силы, но и в марте расширил карту своих операций с двух до 12 провинций. Сегодня СРН ведет активные боевые действия в шести провинциях против талибов. НФСА смог построить постоянные базы в районах северного Афганистана и даже успешно атаковал позиции талибов в провинции Нангархар на востоке Афганистана.

Читайте также: Начато первое наступление против "Талибана" со времени захвата исламистами власти в Афганистане

Свидетельством силы НФСА стало успешное начало весеннего наступления в этом году. Начавшееся в начале мая наступление превзошло все ожидания. НФСА использует тактику партизанской войны для нанесения ударов по талибам, в отличие от тактики более традиционных боевых действий, которые потребуются для освобождения целых провинций. Тем не менее, НФСА удалось истощить силы противника, отвоевать ресурсы, такие как тайники с оружием и боеприпасами, открыть новые фронты и продемонстрировать компетентность своих военнослужащих — и все это без капли помощи со стороны какой-либо страны.

Многие западные наблюдатели предложили своим правительствам поддержать Талибан, чтобы сдержать угрозу ИГИЛ в стране. Лучше выбрать из двух зол меньшее, рассуждают они, чем отдать Афганистан ИГИЛ. Но ИГИЛ — это не та сила, которая сегодня больше всего угрожает талибам; Самыми грозными противниками талибов являются продемократические силы НФСА. В последние недели талибы пытались начать контрнаступление на позиции НФСА, но понесли тяжелые потери. Несколько высокопоставленных чиновников, руководивших нападением, в том числе мулла Мохаммад Якуб, вернулись в Кабул и Кандагар после того, как их нападения не увенчались успехом. На этой неделе в Панджшере войска НФСА убили десятки боевиков Талибана и еще десятки взяли в плен. Талибы явно разочарованы и не в состоянии победить НФСА в северном Афганистане.

Дорога к победе

Эти наработки, несомненно, многообещающи, но они представляют собой лишь хрупкий успех. Для того чтобы НФСА превратил свои достижения в более значимые победы — чтобы перейти от ведения нетрадиционной войны к ведению обычной войны, которая освободит целые провинции, — Национальному фронту потребуется поддержка международного сообщества. Талибы извлекли выгоду из того, что получили оружие на миллиарды долларов, оставшееся после вывода войск США и НАТО; НФСА нужна помощь, чтобы бороться с таким хорошо экипированным противником. Но иностранные державы не должны просто поддерживать НФСА в их борьбе с талибами. НФСА остается важной частью любой серьезной кампании, направленной на ограничение террористических угроз, которые могут распространяться из Афганистана. Международное сообщество игнорировало страну на протяжении большей части 1990-х годов, пока талибы грубо действовали по Афганистану и принимали у себя международных террористов, таких как Усама бен Ладен. Мир не может снова совершить ту же самую дорогостоящую ошибку.

К сожалению, международное сообщество приняло политику умиротворения в отношении Талибана. Международные средства массовой информации предоставили Талибану многочисленные платформы для продвижения своих ложных нарративов и пустых обещаний о гарантиях прав женщин, разрыве связей с террористическими группами и формировании инклюзивного и представительного правительства — обещания, которые они никогда не выполнят. Вопреки своим заявлениям для международной аудитории, талибы не смягчилась и по-прежнему стремятся изолировать афганских женщин, совершать зверства против афганского народа и пособничать террористическим группам.

НФСА прекрасно знает, что в последние десятилетия в Афганистане было пролито много крови. Национальный фронт всегда стремился к мирному политическому решению, чтобы положить конец конфликту в стране. Однако талибы не желают такого мирного процесса. Благодаря непримиримому экстремизму талибов, НФСА считает, что вооруженное сопротивление является единственным разумным подходом и стратегией освобождения Афганистана и противодействия международному терроризму.

Афганистан находится на критическом этапе, и если международное сообщество проигнорирует ситуацию, ситуация ухудшится, что приведет к разрушительным последствиям для безопасности и политическим последствиям для всех. Народ Афганистана под знаменем НФСА имеет шанс бороться и сформировать демократическое и справедливое правительство, которое действительно представляет его волю и интересы. Своим бездействием международное сообщество только вознаграждает и придает легитимность Талибану — ужасный выбор, когда вырисовывается реальная альтернатива.

Ранее В Пентагоне сообщили о том, что Байден может повторить операцию в Афганистане, если США будет что-то угрожать. Пока речь идет о точечном устранении лидеров террористических групп.