UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему стратегия "нового сдерживания" против России и Китая обречена на провал — Newsweek

Эта стратегия может оказаться ошибочным путем для США.

В последние годы концепция сдерживания неожиданно вернулась в американские внешнеполитические круги: ученые предлагают стратегию нового сдерживания, направленную на Россию и Китай. Эта идея, смоделированная по образцу американской стратегии времен холодной войны, направлена на создание защитной границы вокруг этих стран, используя экономические и военные меры для ограничения их влияния.

Этот подход, однако, фундаментально ошибочен и рискует не только провалом, но и обострением глобальной напряженности. Действительно, как утверждают исследователи Николай Н. Петр и Арта Моэйни, нынешняя траектория российско-украинской войны подчеркивает опасность недооценки готовности России защищать свои воображаемые жизненно важные интересы, даже ценой больших потерь для нее самой, сообщает Карлос Роа, научный сотрудник Дунайского института в газете Newsweek.

Первоначальная стратегия сдерживания, разработанная Джорджем Кеннаном, была приспособлена к уникальному геополитическому контексту холодной войны. Она имела целью ограничить советскую экспансию путем сочетания военного сдерживания и экономических стимулов, сосредотачиваясь на стратегически важных сферах, избегая при этом прямого конфликта.

Читайте также: Как Америка может подготовиться к войне в Азии, Европе и на Ближнем Востоке — Foreign Affairs

Сегодняшние поклонники "нового сдерживания", напротив, похоже, не поняли тонкостей оригинальной доктрины. Они выступают за всеобъемлющую стратегию, направленную одновременно против России и Китая, не принимая во внимание отдельные вызовы, которые представляют эти страны и глобальный контекст, в котором мы сейчас находимся, что значительно отличается от предыдущего.

Рассмотрим экономическую сферу. "Новое сдерживание" в значительной степени опирается на экономическую изоляцию как инструмент принуждения, как в случае с недавней серией санкций, введенных против России. Во времена холодной войны элементы такого подхода имели смысл: Запад имел почти монополию на передовые технологии и экономические ресурсы, которые он использовал для поощрения союзников и сдерживания противников.

Однако сегодня глобальный экономический ландшафт кардинально поменялся. В отличие от Советского Союза, современные Россия и Китай глубоко интегрированы в мировую экономику. Китай, в частности, превратился в мощное производственное государство, глубоко интегрированное в глобальные цепи поставок. Поэтому стратегия экономической изоляции гораздо менее реалистична и потенциально гораздо более вредна для США.

Читайте также: Китай хочет привязать к себе Россию на ближайшие 40-50 лет – Климкин

Другие виды санкций и торговых барьеров, хотя они, безусловно, разрушительны и даже дорогостоящие, вряд ли добьются желаемого эффекта — подорвать экономику этих стран. В более широком смысле постоянные санкции против России и Китая рискуют сблизить эти страны, ускорив развитие альтернативных экономических сетей, таких как группа BRICS+, стремящаяся создать параллельную глобальную экономику, менее зависимую от западных институтов и валют.

Однако вне сферы торговли и финансов существует более тревожная возможность военной конфронтации. Одним из ключевых недостатков стратегии "нового сдерживания" является то, что она не учитывает принцип "доминирования эскалации" в прилегающих к России и Китаю регионах.

Во время холодной войны Соединенные Штаты тщательно избегали прямого военного взаимодействия с Советским Союзом в областях, которые считались жизненно важными для советской безопасности. Если бы они этого не делали, Москва сочла бы их главной угрозой, что легко спровоцировало бы ядерную войну. Сегодня, однако, Запад пытается спроектировать силу на территории, где у России и Китая есть значительные военные преимущества, такие как Украина и Южно-Китайское море.

Читайте также: Китай и Россия: экономическая "дружба", которая может потрясти мир — FT

Такая агрессивная позиция увеличивает риск прямого конфликта с потенциально катастрофическими последствиями. Просчет в Индо-Тихоокеанском регионе может спровоцировать опасную эскалацию с Китаем, военный потенциал и региональное влияние которого значительно выросли.

У стратегии "нового сдерживания" отсутствует положительное видение России или Китая. Она изображает эти страны не просто как стратегических конкурентов, а как экзистенциальные угрозы, которые должны быть побеждены и изолированы на неопределенное время — если не ликвидированы. Такой подход отталкивает российских и китайских лидеров, усиливает националистические настроения и усложняет дипломатию — не говоря уже о предстоящей разрядке.

Таким образом, "новое сдерживание" является не только ложным подходом, но и неправильным применением логики холодной войны к принципиально иному глобальному контексту. Это чревато эскалацией конфликтов, нанесением вреда американской и мировой экономике и отчуждением потенциальных союзников.

Читайте также: Китай и Россия ведут космическую гонку, чтобы разрушить превосходство США — CNN

Вместо этого Соединенным Штатам следует принять более тонкий подход, опираясь на принципы Вашингтонского реализма. Эта философия выступает за внешнюю политику, придающую приоритет национальному единству, экономической самодостаточности и прагматичной дипломатии, подчеркивает важность взаимодействия с миром способом, отвечающим основным интересам и ценностям Америки.

Ранее мы сообщали, что Китай начинает рассматривать Россию как неудачную ставку. Россия стала для Китая ненужным, слишком требовательным другом, втянув его в грязную европейскую войну и сузив возможности Си, готовящегося к вызовам, которые бросит ему новый президент США.