За пять недель до юбилейного саммита НАТО Джо Байден сделал пусть и несколько путаное, но тем не менее однозначное заявление.
По словам американского президента, для Киева мир означает, что «Россия никогда, никогда, никогда, никогда не оккупирует Украину», а для этого нашей стране не обязательно быть членом НАТО. «Это означает, что мы имеем с ними (Украиной. — В.К.) такие же отношения, как и с другими странами, куда мы поставляем оружие, чтобы они могли защитить себя в будущем. Именно я был тем,.. кто говорил, что я не готов поддержать натоизацию Украины», — сказал Байден в интервью журналу Time.
Эти слова можно списать на обычные байденовские оговорки. Сколько их было! Но, к несчастью, они отражают взгляды Байдена на членство нашей страны в Альянсе. Нынешний американский президент традиционно скептически настроен по поводу вступления Украины в НАТО, и опасаясь эскалации конфликта и прямого противостояния США с РФ, публично настаивает на том, чтобы решение о приглашении принималось после выполнения Киевом определенных реформ и после завершения военных действий с Россией.
Вот и представитель миссии США при Альянсе заявил Радио Свобода на условиях анонимности, что «президент четко дал понять, что будущее Украины в НАТО, что Соединенные Штаты подтвердили на саммите в Вильнюсе вместе со всеми другими союзниками... Президент говорил о том, что он не верит, что Украина сейчас готова к членству в НАТО, о чем он уже неоднократно говорил»… Как говорил ранее президент, «я верю, что Украина может туда попасть» и «дело не в том, стоит ли ей присоединяться или нет. Речь идет о том, когда они смогут присоединиться. И они вступят в НАТО».
Но какие бы объяснения ни давали американские дипломаты, заявление Байдена весьма нехорошее. Ведь для Киева признание американского президента означает одно: при Байдене наша страна не только никогда не станет членом НАТО, но даже и не получит приглашение вступить в Альянс. Для Путина это сигнал, что какие бы обещания Альянс ни давал Украине в своих документах, США, похоже, готовы зафиксировать в будущем договоре по урегулированию войны РФ с Украиной, что наша страна не будет в НАТО.
Что ж, в Кремле могут открывать шампанское: Путин без торгов получил подарок, значительно ослабляющий позиции Украины на предстоящих переговорах с Россией. Практически Байден подтвердил, что Россия имеет право вето. К тому же Путину теперь есть что продать и внутреннему российскому потребителю: разве не озабоченность Москвы расширением НАТО на Восток была одним из поводов начала «специальной военной операции» против Украины?
И тогда вновь возникает вопрос: насколько США надежный союзник, раз готов отказаться от зафиксированных обязательств? Справедливости ради стоит сказать, что и Украина недостаточно сделала для очищения власти от коррупционеров. Однако и Вашингтон часто спекулирует на теме коррупции.
Для нашей страны многое будет зависеть от встреч Байдена и Зеленского во время церемонии по случаю 80-летия высадки союзников в Нормандии и в рамках саммита «Большой семерки»: украинцы должны получить разъяснения от американского президента. В любом случае после заявления главы Белого дома в Киеве должны внести коррективы в свою стратегию подготовки как к возможным переговорам с Москвой, так и к грядущему Вашингтонскому саммиту.
В этой ситуации, усугубленной еще и тем, что Байден пропускает Глобальный саммит мира, важно, чтобы на Банковой не было принято эмоциональное решение и Зеленский не проигнорировал Вашингтонский саммит. Подобный шаг стал бы крупным дипломатическим провалом для нашей страны: это не способствовало бы эффективному сотрудничеству Украины и США в противодействии российской агрессии и негативно сказалось бы на имидже украинского президента.
Напомним, что для Киева основной целью на саммите Альянса остается получение приглашения к членству в НАТО. В украинской столице уверены, что от будущей агрессии России Украину уберегут не соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности, лишь усиливающие нашу обороноспособность, а зонтик пятой статьи Вашингтонского договора. При этом украинская власть акцентирует в своих коммуникациях с западными партнерами, что приглашение не равноценно членству.
Но в год президентских выборов в США Белый дом хочет отметить 75-летие НАТО без скандалов и сюрпризов. Памятуя, как агрессивно продвигало украинское руководство предложение о приглашении НАТО для Украины стать членом Альянса в Вильнюсе, администрация Байдена и кабинет Шольца всячески предостерегали офис Зеленского от подобного шага в Вашингтоне. Американцы и немцы также заблокировали компромиссные варианты приглашения Украины в НАТО на Вашингтонском саммите.
Просьбу вести себя тихо в Киеве услышали. Поэтому хотя украинская дипломатия не отказывается от идеи добиться официального приглашения нашей страны на июльском саммите Альянса, но продвигает вопрос без традиционного публичного натиска. Тем не менее во время пресс-конференции по итогам встречи Северных стран в Стокгольме Зеленский вновь четко заявил: без решения вопроса приглашения нашей страны в Альянс саммит НАТО будет непродуктивным.
Не допуская саму мысль о том, чтобы направить приглашение Киеву, ранее американские чиновники утверждали, что на саммите будет принят «сильный пакет поддержки Украины». Так, посол США при НАТО Джулианн Смит сообщила, что в НАТО пришли к согласию касательно необходимости дать политический сигнал о приближении Украины к Альянсу и что этот сигнал станет частью общего пакета помощи нашей стране. А госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что саммит должен обеспечить прокладывание «моста» к членству Украины в НАТО.
По информации ZN.UA, «сильный пакет поддержки» предполагает, во-первых, что в Вашингтоне будет оформлена передача функций по координации выделения военной помощи Украине от формата «Рамштайн» к НАТО, для чего будет создана постоянная структура. Во-вторых, реализована идея генсека НАТО Йенса Столтенберга о долгосрочном финансировании Украины со стороны членов Альянса: нашей стране готовятся ежегодно выделять оборонную помощь в размере 40 млрд евро. В-третьих, представление дорожной карты взаимосовместимости Украина—НАТО.
Ранее ZN.UA уже писало о мотивах авторов идеи передачи НАТО координирующей роли в вопросах поставок Украине военной техники, оружия, боеприпасов, а также рисках этой инициативы. Напомним, что ее целью было, во-первых, наполнить содержанием саммит, предоставив нечто новое для Украины. Во-вторых, поставить предохранитель от неопределенности в случае возвращения в Белый дом Дональда Трампа и перераспределить ответственность при оказании военной помощи нашей стране с США на членов НАТО.
При этом на сегодняшний день минимизировалась угроза того, что Венгрия будет постоянно блокировать координацию военной помощи Украине в рамках НАТО: Будапешт заранее отказался от участия в этой инициативе. Равно как отказался и от участия в ежегодном выделении Украине помощи в рамках инициативы Столтенберга. Позиция Венгрии упрощает реализацию идеи генсека Альянса о ежегодном выделении нам 40 млрд. Однако не снимает обеспокоенность Киева: НАТО слишком много обещает и слишком мало делает.
Важно понимать, что 40 млрд евро — это не новые финансовые обязательства стран-членов Альянса, а среднегодовая помощь всех стран-членов НАТО, выделяемая Киеву в предыдущие два года. Идея Столтенберга заключается в том, чтобы более справедливо распределить финансовые затраты на военную поддержку нашей страны среди всех членов НАТО, сделать эту помощь обязательной и тем самым обеспечить Украине «прожиточный минимум». Впрочем, пока еще неизвестно, по какой методологии будут определять сумму взносов, да и сама сумма может измениться.
Что касается дорожной карты взаимосовместимости, то несколько наших собеседников специально уточнили: она не равнозначна дорожной карте интеграции. Дорожная карта взаимосовместимости подразумевает усовершенствованный процесс планирования и оценки реформ в сфере оборонных закупок, гражданского и демократического контроля, гендерного равенства и т.д., а также технологическую совместимость (в частности, в сфере ПВО). При этом для достижения критериев предусмотрено от трех до десяти лет. Впрочем, как отметил один из собеседников ZN.UA, «политики могут видеть в нем что-то другое».
Эти натовские «пряники» хороши в рамках долгосрочной поддержки Киева и теоретически они должны усилить Украину в вооруженном противостоянии с Россией. Но на фоне заявления Байдена все эти «плюшки» просто скрывают отсутствие реальной перспективы членства Украины в Альянсе. Поэтому, хотя Джулианн Смит и утверждает, что на встрече в Вашингтоне будут важные изменения в формулировках относительно перспективы членства нашей страны в НАТО и решение не будет идентичным принятому на саммите в Вильнюсе, на самом деле юбилейный саммит еще более отдалит Украину от членства в Альянсе.