День за днем, неделя за неделей, автомобили привозят своих пассажиров к эфиопскому посольству в Бейруте. Усталые темнокожие женщины, их скромные вещи, которыми нафаршированы дешевые чемоданы. В условиях свободного падения экономики многие ливанские семьи больше не могут позволить себе платить домработницам. Но их не так легко отправить домой. Цены на билеты выросли из-за коронавируса. Поэтому женщин просто привезли под посольство. Десятки из них остались на произвол судьбы, пишет журнал The Economist.
Протесты против расизма в США и жестокости полиции вызвали большой интерес на Ближнем Востоке. Некоторые восприняли это с шоком, некоторые с удовольствием от несчастья других. Но для других протесты в США стали возможностью заговорить о расовых проблемах в своих странах.
В большинстве арабских стран есть темнокожее меньшинство. Темнокожие общины в Северной Африке уходят корнями в древность: нубийцы, например, называли Египет домом задолго до того, как их страна получила арабскую самобытность. В Леванте и Персидском заливе многие люди являются потомками рабов, взятых исламскими империями. Или африканских мусульман, которые совершили паломничество на восток и решили остаться.
Все сталкиваются с дискриминацией. Темнокожих называют "абд". Раб. Темнокожего бывшего президента Египта Анвара Садата называли «черным пуделем».
Цвет кожи может навредить браку, когда семьи видят в нем маркер социально-экономического статуса. Дискриминация есть и на работе. Темнокожие иракцы, которые живут на этой территории более тысячи лет, пытаются получить работу на государство, и как правило, им отводится грязная работа.
Худшее обращение, однако, зарезервировано не для граждан, а для мигрантов. В богатых государствах Персидского залива это видно в тихой расовой иерархии. В отелях охранники или носильщики могут быть темнокожими мигрантами. Они занимают не так много должностей, от которых требуется общение с клиентом, например, как официанты или парикмахеры. Эти более высокооплачиваемые места занимают более светлокожие сотрудники из азиатских или арабских стран.
Считается, что в Египте около пяти миллионов мигрантов из остальной Африки. Многие из них бежали из своих стран от войны и угнетения. Это мигранты из Южного Судана и Эритреи. Около двух десятков суданцев погибли в 2005 году во время полицейского рейда в лагере. Они пытались добраться до Израиля, долгого шли по пустыне Синайского полуострова. В этом мосте можно стать добычей торговцев людьми. Те, кто смог пересечь границу, столкнулись с дискриминацией, постоянными попытками депортации, несмотря на ситуацию в их странах.
Некоторые ливанцы рекламируют своих домработниц на Facebook так, как будто они им принадлежат. В одном из апрельских постов предлагали нигерийскую горничную, "очень активную и чистую", за 1,5 миллиона ливанских фунтов ($ 1000 по официальному обменному курсу). С нетерпимостью сталкиваются все. Темнокожая дипломат рассказала, как в торговых центрах ее останавливали охранники, принимая за домработницу, и спрашивали, почему она пришла за покупками без своей мадам.
Домработницу из Ганы Фаустину Тай в Ливане нашли мертвой на парковке под домом, где она работала. Врачи констатировали ее смерть в результате падения. И такой случай не уникален. Еще до экономического кризиса правозащитные группы подсчитали, что в Ливане еженедельно умирают две домработницы. В основном в результате самоубийства. Не все из них африканцы.
В течение многих лет активисты призывали правительство отказаться от системы кафала, по которой иностранный работник, ушедший от работодателя, не может оставаться в стране. Экономический кризис может сделать этот вопрос менее актуальным: все меньше ливанцев могут позволить себе нанимать на работу иностранных горничных. В июне один из ганских телеканалов освещал возвращение 211 граждан из Ливана. Большинство их них были женщинами-домохозяйками. Они рассказывали о переработке, избиениях и необходимость красть еду, чтобы выжить. "Никто не должен совершить эту ошибку и вернуться в Ливан», - сказала одна их женщина. "Они не уважают нас".