Добровольный выезд за пределы страны, мобилизация и боевые потери еще больше усилят демографическую катастрофу в РФ, начавшуюся в середине 1990-х. Российский нацинститут статистики Росстат опубликует окончательные годовые данные только в феврале. Но исследователи, с которыми связалось France Info, почти не сомневаются в будущих потрясениях, последствиях войны против соседней страны.
Изначально неизвестное значение двух волн выезда за границу: после начала вторжения, затем во время мобилизации, от которой многие россияне хотели убежать. Границы нескольких соседних с Россией государств (Казахстана, Армении, Грузии и др.) прошли тысячи граждан, желавших уехать из страны.
«Даже в самые мирные годы Россия недооценивала количество покинувших территорию на длительный период», — объясняет демограф Сергей Захаров из Института передовых исследований (IEA) в Нанте. В частности, российские эмигранты не всегда уведомляют государственные службы о своем отъезде. Поэтому целесообразно обратиться к данным принимающих стран, но те не всегда имеют хорошо установленную статистику.
Министерство внутренних дел Грузии сообщает о въезде 112 733 граждан России в страну в период с января по сентябрь, не приводя цифр об окончательных переездах. «Мы видим огромный приток россиян», — сказал глава ЦБ Армении Мартин Галстян, имея в виду «образованных людей» и возможный «длительный эффект» от их прибытия.
Около 32 000 российских мигрантов были зарегистрированы в Израиле, добавляет Жан-Кристоф Дюмон из Организации экономического сотрудничества и развития, что является значительным увеличением по сравнению с прошлым годом. В Западной Европе баланс прибытий и вылетов колеблется около 38 000, согласно данным Frontex.
"Избежать необходимости убивать или быть убитыми"
"Сейчас оценки колеблются от 500 тысяч выездов без возврата до 1,5 миллиона", - сказал Сергей Захаров. Разрыв «слишком велик для достижения консенсуса». Кроме того, ничто не указывает, что эти случаи можно назвать постоянными. «Некоторые люди, бежавшие из страны, возможно, не собирались уезжать», — говорит исследователь, а только хотели «избежать войны и необходимости убивать украинцев или быть убитыми». Поэтому слишком рано оценивать вес этих выездов в среднесрочной перспективе.
"Закрыть границу" как советская стратегия
Ален Блум, демограф из Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (EHESS), отмечает, что «во время прошлых крупных кризисов советская стратегия заключалась в том, чтобы закрыть границу для выездов», что в этом году было менее правдивым. Некоторые из этих россиян, кроме того, продолжают работать на своих работодателей с помощью дистанционной работы. Все вопросы в том, намерены ли они вернуться в Россию после стабилизации ситуации.
Из России уехало «неоднородное» население, подчеркивает Сергей Захаров, но в большинстве своем это «городские жители, имеющие возможность не слушать пропаганду с телеэкранов и получать независимую информацию в Интернете». Отток мозгов был характерен для России уже перед войной. После массовых демонстраций 2011 репрессии способствовали ускорению оттока.
«Раньше российские айтишники создавали целые колонии на Кипре или в Новой Зеландии, — объясняет Сергей Захаров, — сейчас образуются новые колонии в Казахстане, Армении, Грузии, Черногории, Турции…» Некоторые преподаватели университетов также находят выход, и «университеты Москвы уже очень сильно испытывают значительные потери», – говорит он.
Боевые потери неизвестны
Военные потери до сих пор окутаны тайной. Из-за цензуры также пришлось ждать полвека «более или менее достоверной оценки потерь СССР во время Второй мировой войны», напоминает Сергей Захаров, который берет за рабочую гипотезу минимальную цифру в 50 тысяч погибших.
В конце концов мобилизация поглотила 300 000 человек, а по данным некоторых общественных организаций больше. Согласно опросу Института Гайдара, треть промышленных компаний сейчас испытывают нехватку рабочей силы. Новые волны мобилизации могут еще больше усугубить ситуацию.