UA / RU
Поддержать ZN.ua

Остановить Иран на пути к ядерному оружию становится труднее — The Washington Post

В США растет политическая поляризация вокруг ядерной сделки с Ираном.

«Мы вели переговоры, я использовал дипломатическое слово, пытаясь вернуться к ядерной сделке», - говорит специальный представитель США в Иране Роберт Мелли. Кроме того, Иран и США ведут переговоры по обмену заключенными, пишет The Washington Post.

Хотя переговоры по пленных ведутся отдельно от ядерных переговоров, оба аспекта взаимосвязаны. Семьи заложников надеялись на хорошие новости до инаугурации 5 августа в Иране нового ультраконсервативного президента. Но после шести раундов переговоры приостанавливаются на неопределенное время, а Иран стабильно приближается к тому, что Мелли называет «критической точкой», где его ядерная активность сделает невозможным возвращение к условиям соглашения, заключенного в 2015 году.

Команда Мелли столкнулась с мощным вызовом, отчасти потому, что ставки очень велики, а партийность в Соединенных Штатах не позволяет легко разработать и ратифицировать соглашение.

Мелли близко знаком с политикой Ирана, в свое время он уже помог договориться о ядерном соглашении, которое контролировал бывший президент США Барак Обама, а потом через три года Дональд Трамп отказался от договора.

На этот раз ставки стали еще более «личными», Мелли осознает, что американские пленные остаются в Иране.

Некоторые члены Демократической партии и представители президента Джо Байдена хотят, чтобы решение ситуации с заложниками было предпосылкой ядерной сделки.

Республиканцы критиковали Обаму за одобрение сложной серии отдельных, но связанных между собой соглашений, согласно которым Тегеран придерживался ядерных ограничений и освобождал некоторых, но не всех, задержанных американцев.

Они жаловались, что действия Обамы доказали, что Иран будет торговать американскими задержанными для получения нужных условий ядерной сделки. Часто все именно так и работает, если нужно освободить заложников, которых удерживает Иран.

Трамп тоже это понимал, он обменял двух иранцев на двух американских задержанных и одобрил операции, освобождающие многих других пленных американцев по всему миру.

Удержать Иран от развития ядерной энергетики труднее, чем договориться об обмене заключенными. Вместо того, чтобы дать Тегерану финансирование и остановить разработку ядерного оружия, Трамп ввел экономические санкции. Однако это также не сработало. Иран продолжает сотрудничать с доверенными лицами в регионе и приблизился к построению ядерной бомбы, хотя и отрицает это.

Если бы сам процесс был проще, это все равно было бы сложно в политическом плане.

Советник по вопросам национальной безопасности Роберт О'Брайен намекнул на препятствия, с которыми столкнется Байден, если заложники станут частью ядерной сделки.

О'Брайен говорит, что понимает, насколько важным является освобождение заложников, но он не обязуется поддерживать ядерную сделку, даже если она будет предусматривать освобождение американцев.

Группа сенаторов-республиканцев внесла законопроект, который позволит ратифицировать любую будущую ядерную сделку, требуя, чтобы две трети Сената ее поддержали. Соглашение эпохи Обамы было политическим обязательством, а не договором.

Если Тегеран вернется к переговорам, Байден столкнется с жестоким внутренним сопротивлением, что может усложнить усилия по освобождению заложников.

Американские чиновники заявляют, что попытки освободить пленных не исчезнут, даже если ядерная сделка не будет достигнута. Пока эти два вопроса рассматриваются отдельно, но одновременно и связаны. Политические стороны США остаются поляризованными вокруг этой проблемы.

«Это не должно быть партийным вопросом, но мы живем в эпоху политической поляризации. Независимо от того, какое решение будет принято, нас раскритикуют», - сказал один из представителей администрации Байдена.

Читайте также: Иран призвал Байдена не повторять ошибок Трампа

Напомним, что Америка и Иран при посредничестве Великобритании, Китая, Франции, Германии, России и ЕС, ведут переговоры о возобновлении ядерной сделки, которая была разрушена во времена президентства Дональда Трампа в США. Однако сейчас яркого успеха в дипломатических переговорах нет, между тем США и Иран приближаются к критической точке. В ответ на американские санкции Иран постоянно нарушал положения соглашения, расширяя свою ядерную деятельность, испытывая усовершенствованные центрифуги и накапливая обогащенный уран. В мае Международное агентство по атомной энергии подсчитало, что Иран приближается к созданию ядерной бомбы.