Перемирие в 3 еще формально не считается мертвым, но надежды на то, что оно быстро возродится, очень быстро испаряются.
После того, как вблизи Алеппо был разбит гуманитарный конвой, бои снова стали интенсивнее, а США и Россия в ООН обменялись обвинениями. На самом же деле американская дипломатия уже давно потерпела поражение в этом вопросе.
Об этом на страницах The Guardian пишет Натали Нугейред. На прошлой неделе через несколько часов после того, как западная коалиция по ошибке ударила по силам сирийского правительства, убив более 60 человек, посол США в ООН Саманта Пауэр сделала необычное заявление, которое выявило противоречия внутри администрации Барака Обамы.
Она раскритиковала российский "исключительно циничный и лицемерный трюк", поскольку Москва собрала чрезвычайное заседание Совета безопасности ООН из-за бомбардировок сирийских войск. Она вызверилась на Россию за то, что она на протяжении пяти лет защищала режим Башара Асада, позволяя ему избежать ответственности за кровавую политику. При этом, американский дипломат напомнила о том, как силы Асада сбрасывают бомбы на мирных жителей, применяют химическое оружие, устраивают голод в восставших городах и пытают сотни тысяч людей. Пауэр спросила, почему же Москва никогда не собирала чрезвычайное заседание из-за всех этих кошмарных вещах.
Обозреватель пишет, что в американской политике всегда было два подхода к Сирии. Один из них – геополитический реализм, которого придерживался Барак Обама из-за своего нежелания участвовать в еще одной войне. Согласно с этой позицией, гражданская война в Сирии никак не касается западных интересов в вопросах безопасности. Другой подход – моральный. Его придерживается Пауэр, которая ссылается на доктрину об "обязанности защищать". Согласно ей, государственный суверенитет можно нарушать, если режим убивает собственных людей.
Расхождение во взглядах Обамы и Пауэр стали очевидными, когда американский посол выразил свою критику в ООН, а американский президент почти не говорил о Сирии во время речи перед Генеральной ассамблеей.
В 2009 году, став Нобелевским лауреатом мира, Обама говорил, что бездействие перед лицом массовых убийств "разрывает наше сознание и может привести к еще большим потерям во время вмешательства позже". А когда Сирия превратилась в ад на Земле, американский президент резко изменил свою риторику и начал говорить, что любая интервенция будет бесплодной или даже опасной.
После президентства Джорджа Буша-младшего военное вмешательство стало непопулярным среди американских избирателей. Поэтому Обама решил действовать по-другому, пытаясь устроить переговоры об отставке Асада, организовывая тренировочные центры для оппозиционных групп в Турции и призывая Россию к сотрудничеству.
Однако, по мнению автора, Вашингтон сделал очень грубый просчет, не заметив того, что Асад и его защитник Путин не только абсолютно равнодушно относятся к преступлениям против человечества. Они верят, что делают все правильно ради достижения своих целей.
Асад в 2011 году предупреждал, что посеет хаос во всех Сирии и за ее пределами, если призывы к его свержению не будут отозваны. В это же время, Путин построил всю свою внутреннюю политику на том, что, несмотря на критику Запада, он восстановил "величие" России. Путина также не волнуют преступления режима Асада. Его армия устроила такую же резню в Чечне.
Президентство Обамы подходит к концу. И фактически ему нет, что сказать о его работе над установлением мира в Сирии. Он передаст своему преемнику Ближний Восток в огне, полмиллиона жертв сирийской войны и поток сотен тысяч беженцев, которые дестабилизируют союзников Америки в Европе.
Автор добавляет, что Россия останется проблемой, потому что именно Путин проявил нежелание Обамы что-то действительно делать: решительно вооружить оппозиционных боевиков, наказывать Асада за нарушенную "красную линию", установленную американским президентом, устроить бесполетную зону, что стало невозможным после российского вторжения.
"Тем временем, популисты всего мира хвалят Путина за то, что он обыграл США, поднявшись до уровня мирового лидера, которого чуть ли не умоляют о помощи. Даже если Россия в рецессии, ее экономика не больше австралийской, но в Сирии она может делать все, что захочет. Кто бы что не думал про американскую мощь, как бы кто не оценивал значение Сирии для национальной безопасности США, история запомнит, что все это произошло во времена президентства Обамы", - говорится в статье.
Американский президент в последние дни своей работы сосредоточился на своем политическои наследии. Он стал первым лидером США, который побывал на Кубе и в японском городе Хиросима.
Недавно Washington Post со ссылкой на свои источники писал, что Белый дом собирается в последние дни президентства Барака Обамы радикально изменить американскую политику в отношении ядерного оружия, чтобы закрепить его политическое наследие. Поскольку ядерное разоружение было предвыборным обещанием американского президента. Впрочем, впоследствии президент передумал менять американскую политику в этом вопросе.