UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обходные пути: The New York Times о том, как российские богачи сейчас получают свои предметы роскоши

Спустя более года после вторжения Путина сеть мировой торговли приспособилась к санкциям Запада. Есть сеть посредников, отправляющих в Россию все, что нужно богачам.

На пыльной обочине дороги на окраине Дубая Сохраб Фанни наживается на реакции Запада на войну в Украине: его мастерская устанавливает подогреватели сидений в реэкспортируемых в Россию автомобилях. По его словам, двенадцать тысяч грелок годами томились на его складе, пока вторжение России и связанные с этим западные санкции не вытеснили американских, европейских и японских автопроизводителей с российского рынка. Теперь россияне импортируют эти автомобили через Дубай и поскольку автомобили, отправляющиеся на Ближний Восток, как правило, предназначены для теплого климата, магазины аксессуаров, такие как магазины Фани, активно занимаются оборудованием для зимней погоды.

«Когда пришли русские, я все распродал, – сказал Фанни, и он заказал еще несколько тысяч подушек для обогрева сидений. – В России санкции. Здесь нет. Здесь есть бизнес».

Более года после вторжения президента Владимира Путина западные санкции нанесли ущерб экономике России, но не разрушили ее. Сеть глобальной торговли наладилась, что позволило российскому лидеру в большинстве своем выполнить ключевое обещание: война не нарушит кардинально образ жизни российских элит. Об этом говорится в статье The New York Times.

Читайте также: Генпрокурор США согласовал передачу Украине конфискованных средств российского олигарха

Россия по-прежнему импортирует желаемые западные товары благодаря глобальной сети посредников. В Москве новейшие iPhone доступны с доставкой в тот же день по более низкой цене, чем розничная цена в Европе. В универмагах все еще есть Gucci, Prada и Burberry. Сайты продаж автомобилей перечисляют новые Land Rover, Audi и BMW.

Почти все ведущие западные бренды электроники, автомобилей и предметов роскоши в прошлом году объявили о выходе из России. Не все их товары технически нарушают санкции, но торговля с Россией стала очень тяжелой из-за общественного возмущения, давления со стороны работников и ограничения на экспорт полупроводников и финансовых операций.

Однако российский спрос на предметы роскоши остается сильным и торговцы в Дубае и других странах удовлетворяют его.

«Богатые люди всегда остаются богатыми», – сказала Екатерина Кондратюк, директор по коммуникациям в салоне роскошных автомобилей в Дубае, недавно отправившая Porsche Cayenne Turbo GT стоимостью 300 тысяч долларов российскому дилерскому центру. Война, добавила она, «их не коснулась».

Читайте также: Российский олигарх Фридман до сих пор контролирует в Украине 18 компаний - ГПК

В Дубае покупатели бродят по выставочным залам разветвленного автомобильного рынка, чтобы купить авто за наличные деньги и отправить в Россию. Некоторые из них – богатые россияне, покупающие автомобили для себя, или мелкие предприниматели, желающие быстро перепродать автомобили за деньги.

В других случаях российские автосалоны, потеряв официальную принадлежность к западным брендам, организуют собственный импорт, иногда сотни машин одновременно.

Российская аналитическая компания «Автостат» сообщила, что такой косвенный импорт составил 12% из 626 тысяч новых легковых автомобилей, проданных в России в 2022 году.

Электроника также идет на российский рынок окружными путями. В старом коммерческом районе Дубая Дейра оптовые торговцы электроникой начали набирать русскоязычный персонал.

Читайте также: Российский бизнесмен судится с правительством Британии за арестованную яхту

«Это открытая тайна, – сказал владелец компании Bright Zone International General Trading LLC. – Сейчас для России конкуренция очень жесткая».

Он отправил сотни смартфонов и ноутбуков в Россию в прошлом году в канун праздничного сезона. Один потенциальный покупатель хотел получить цену на 15 тысяч iPhone, но, по-видимому, нашел лучшее предложение в другом месте.

В другом магазине электроники неподалеку афганский продавец Абдулла Ахмадзай сказал, что он прибыл в Дубай менее года назад и с тех пор изучил достаточно русского, чтобы вести переговоры со своими русскоязычными клиентами. По дороге мужчина из Таджикистана сказал, что он и его коллега быстро нашли работу в магазине, где продают телефоны, ноутбуки и дроны.

«Все магазины здесь ищут людей, которые говорят по-русски, – сказал он. – Нам повезло».

Читайте также: Каждая третья яхта в Черногории принадлежит россиянам

После того, как многие западные компании ушли из России, правительство Путина поощряло несанкционированный импорт их товаров из других стран. Министерство торговли России опубликовало список десятков компаний, чья продукция может быть импортирована без согласия производителей, включая Apple, Audi, Volvo и Yamaha.

"Тот, кто хочет привезти любые предметы роскоши, сможет это сделать", – пообещал Путин в мае прошлого года.

По оценкам одного российского отчета, такой «параллельный импорт» ноутбуков, планшетов и смартфонов в прошлом году составил 1,5 миллиарда долларов. В то же время, на российский рынок хлынули китайские автомобили и электроника.

«Вы можете привезти все, что угодно, если у вас есть деньги, – сказал московский автожурналист Петр Баканов. – Все, кому не лень, привозят машины».

Новые торговые пути в основном проходят через страны, имеющие дружеские отношения с Москвой. Западные аналитики и официальные лица указывают на Турцию, Китай и бывшие советские республики, такие как Армения и Казахстан. Они говорят, что Кремль пользуется этим импортом не только для того, чтобы успокоить привыкшее к иностранным телефонам и автомобилям население, но и для получения микрочипов для оружия, которое используется против Украины.

Баканов, как и другие российские автомобильные блоггеры и журналисты, сам занялся этим бизнесом: он размещает рекламу в мессенджере Telegram, предлагая импорт автомобилей "по заказу из любой точки мира". По его словам, запчасти к иностранным автомобилям также поступают через параллельный импорт – некоторые из них теперь доступны в России по более низким ценам, чем до войны, когда эти запчасти продавали официальные дилеры с высокими премиями.

Обходные пути получили такое распространение, что российские автомобильные издания регулярно публикуют обзоры автомобилей, производимых для иностранных рынков. Мультимедийная консоль в Toyota Camry, сделанная для Китая, работает только на китайском языке, предупреждал популярный автомобильный вебсайт в феврале. Рецензент предложил приложение для перевода смартфона на дисплей.

Новые модели торговли отображаются в международной статистике. Экспорт автомобилей из Европейского Союза в Россию, например, упал примерно до 1 млрд евро в 2022 году с 5 млрд евро в 2021 году. Но экспорт ЕС в Казахстан вырос почти в четыре раза, до более чем 700 млн евро, а экспорт в Эмираты вырос примерно на 40%, до 2,4 миллиарда евро. Армения сообщает, что в прошлом году ее импорт автомобилей вырос более чем в пять раз до 712 млн. долларов.

Западные автомобильные компании, как правило, отрицают информацию о том, что их машины идут в Россию в любых значительных количествах, или о всплеске продаж в Эмиратах. У автопроизводителей будут проблемы с отслеживанием продаж транспортных средств через посредников, говорят представители отрасли. А официальные лица США, ответственные за соблюдение ограничений, сосредоточились больше на товарах, которые можно использовать в военных целях.

Читайте также: Среди обладателей британских “золотых виз” обнаружился десяток подсанкционных российских олигархов — Reuters

Официальные лица США назвали Объединенные Арабские Эмираты «страной, на которую обращают внимание», поскольку она является центром для товаров, поставляемых в Россию с нарушением санкций. Официальные лица говорят, что электроника вызывает особую обеспокоенность, поскольку ее чипы могут быть перепрофилированы для военного использования.

«В ОАЭ применяются строгие меры, регулирующие разрешение на импорт и экспорт материалов двойного назначения, чтобы предотвратить их эксплуатацию в военных целях», – говорится в заявлении официального представителя ОАЭ.

Просматривая автомобильный рынок Дубая, группа из трех мужчин сказала, что они проводят время между Россией и Арменией. Они отказались сказать, чем зарабатывают на жизнь, но назвали импорт и перепродажу автомобилей прибыльным побочным бизнесом. Один купил около 100 автомобилей за последний год.

«Дубай – это три в одном, – пошутил мужчина, назвавшийся Айком. – Вы едете в отпуск, покупаете себе машину, покупаете ее, чтобы перепродать».