UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: Война в Украине – это конец десятилетий глобального мира

От поведения Китая сейчас будет зависеть будущее мира, который может либо скатиться к кровавому соперничеству великих держав, либо сохранить относительно мирное сосуществование.

Российское вторжение в Украину может означать тревожное изменение в мире, а именно конец мирной глобальной эры. С 1990-х годов в мире было меньше войн, чем в любой другой исторический период, хотя, на первый взгляд, это не всегда было заметно.

Количество смертельных конфликтов обрушилось после завершения Холодной войны в 1991 году. Причем речь идет как о прямых, так и опосредованных столкновениях между великими государствами, - пишет New York Times.

«Конец Холодной войны был величайшим достижением для мира за долгое время», - сказал директор Европейского совета иностранных дел Джереми Шапиро.

Но мир поменялся. Оставшись единственной супердержавой после Холодной войны, США стали слабее. Они погрязли в провальных войнах в Ираке и Афганистане. Тем временем Россия и Китай превратились в более грозные силы. Они теперь в лучшем положении, чтобы бросать вызовы миру, сформированному американскими нормами и правилами. Вторжение в Украину – это самый большой пример готовности Владимира Путина подвергать сомнению мировой порядок во главе с США. Другим подобным примером было русское вмешательство в сирийскую гражданскую войну.

Китай же преследует свои интересы. В частности, он мечтает взять под контроль Тайвань и увеличить свое влияние на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Укрепление сотрудничества между Москвой и Пекином в последние годы также указывает на то, что они пытаются чертить новые линии глобального соперничества. И в ответ на эти угрозы другие потенциальные крупные игроки, такие как Европа, отстраивают свои армии. Эксперты говорят, что мир уже многие десятилетия не казался таким шатким.

На протяжении всей истории человечества война считалась нормой. С 16 до 18 веков великие державы вели сражения между собой почти все время. Лишь в 19-20 веках они участвовали в конфликтах, которые привели к вспышке двух мировых войн и стоили жизни более 100 миллионов человек. Еще десятки миллионов были вынуждены убегать от войны. Но после Холодной войны, по словам экспертов по международной безопасности Государственного университета Огайо Бира Браумюллера, уровень новых конфликтов упал более чем вдвое. А вспыхивающие были значительно мельче в своих масштабах. Число смертей из-за боевых действий резко обрушилось. Отчасти это было связано с тем, что армии стали лучше лечить своих раненых солдат.

Эксперт по международным отношениям Дартмутского колледжа Уильям Уолфорт отмечает, что сокращение войн в мире было беспрецедентным.

«Мы не найдем другой период в истории с таким резким изменением тенденций конфликтов», - пояснил он.

Этому глобальному миру присущи некоторые ключевые черты. Не было соперничества между великими державами, потому что ни одна страна не могла оставить вызов США. Ядерное оружие сдерживало государства от объявления войн друг другу, учитывая потенциальные апокалиптические последствия. Все более встроенная глобальная экономика сделала всякую войну слишком большой угрозой для роста каждого. А ведь миротворческие институты, такие как ООН и ЕС, создали условия для стран для разрешения споров между ними. Они также следили за соблюдением антивоенных мер, хоть и не всегда успешно.

Еще один элемент – статус великого государства больше не был синонимом к жажде завоеваний. США на протяжении столетия в роли супердержавы рассматривали захват других государств как вредную практику, которая разрушит мировой порядок, построенный Вашингтоном. Американская агрессия во Вьетнаме, Панаме, Ираке и других странах всегда ставила своей целью защитить мировой порядок, как бы плохи ни были оправдания этих войн.

России и Китаю никогда не нравилось американское лидерство. Десятилетиями обе страны требовали построить новую структуру, в которой они получат большие роли, а может даже будут доминировать в решении вопросов о функционировании мира. Россия преследует свои империалистические амбиции в Восточной Европе и рассматривает расширение НАТО как «экзистенциальную угрозу». Китай извлек большую экономическую выгоду от либерального порядка и глобализации. Но его лидеры теперь тоже совершенно беспрепятственно преследуют несогласных на дому, правительство на Тайване, участников протестов в Гонконге, мусульман-уйгуров.

У Китая и России есть возможности воплощать свои убеждения. Путин закрепил свою власть в стране более чем за 20 лет правления, а также модернизировал российскую армию. Хотя вторжение в Украину зашло в тупик, разоблачив многочисленные российские слабости. Китай построил свою экономику на столько, что она скоро может составить конкуренцию США. Кроме того, он увеличивает военную силу и региональное влияние.

Это может привести к еще большему соперничеству великих держав. Потенциально это может быть выражено во вспышке новых опосредованных войн между этими странами. Или может начаться и прямой конфликт против Запада. Но любое большое смещение в мировом порядке зависит в значительной степени от поведения Китая, поскольку он единственный способен быть соперником для США. "Принимая во внимание риски войны, Пекин может продолжить преследовать свои интересы на экономическом и дипломатическом уровне, не прибегая к грубой силе", - говорит эксперт эксперт по международной безопасности Стейси Годдард.

Китай также неоднократно призывал уважать суверенитет страны. Есть причины скептически относиться к этим заявлениям, в частности, из-за отношения Пекина к Тайваню и его лояльности к России после вторжения в Украину. Однако если Китай не шутит, тогда война в Украине может стать не проявлением кошмаров впереди, а последним смертельным дыханием Холодной войны.