Ракетные установки, высокоточные ракеты и другое современное американское вооружение стоимостью в миллиарды долларов дали Украине шанс противостоять России. Но если хотя бы часть этого оружия окажется на черном рынке, а не на поле боя, один из украинских депутатов угрюмо предсказывает, что «нам конец».
Депутат Александра Устинова – бывшая антикоррупционная активистка, которая сейчас занимается мониторингом иностранных поставок оружия в Украину – не считает, что самое дорогостоящее и самое современное оружие, предоставленное США в течение последнего года, стало предметом широкомасштабной контрабанды.
«У нас буквально гибли люди из-за того, что что-то было оставлено, и они вернулись, чтобы забрать это, и были убиты», – сказала она New York Times об усилиях украинских военных, направленных на то, чтобы оружие не было украдено или потеряно.
Но в Вашингтоне на фоне надвигающегося кризиса государственного долга и растущего скептицизма по поводу финансовой поддержки Украины Конгресс требует строгой подотчетности за «каждую единицу оружия, каждый боеприпас, который мы отправляем в Украину», как заявил в прошлом месяце конгрессмен-республиканец Роб Виттман.
По закону американские чиновники должны контролировать использование, передачу и безопасность американских вооружений и оборонных систем, которые продаются или иным образом передаются иностранным партнерам, чтобы убедиться, что все используется по назначению. В декабре по соображениям безопасности администрация Джо Байдена в значительной степени переложила на Киев ответственность за мониторинг поставок американского оружия на фронт.
Однако должностные лица и эксперты указывают на огромный объем поставок переносного оружия, такого как десятки тысяч ракет Javelin и Stinger. Это создает практически непреодолимую проблему для отслеживания каждой единицы. Поэтому беспокойство среди украинских чиновников, ответственных за доставку оружия на поле боя, растет.
«Невозможно, честно говоря, просить людей постоянно проверять свои запасы», – сказала Устинова.
По ее словам, в начале войны «говорилось только о выживании, ракеты Javelin просто раздавали», чтобы отразить колонны российской бронетехники, которые наступали на Киев в начале вторжения. Сейчас такое оружие тщательно отслеживается. Но все еще «очень тяжело» отследить стрелковое оружие, например, винтовки или миллионы артиллерийских снарядов, которые отправили США и их союзники.
Усиленное внимание уделяется Javelin, Stinger и другим видам ракет, а также бомбам малого калибра, определенным типам беспилотников, приборам ночного видения и другим поставляемым в Украину системам. Устинова говорит, что она не видела «никаких доказательств» незаконного обращения с оружием, которые подорвали бы доверие к Украине и угрожали как минимум сокращением поддержки со стороны США.
«Если будет контрабанда или нецелевое использование оружия, нам конец», – сказала она.
До сих пор, по словам американских чиновников, было всего несколько случаев, когда появлялось подозрение о торговле оружием или других формах незаконной передачи передовых вооружений, отправленных в зону конфликтов за рубежом.
«Сейчас федеральные следователи расследуют сообщения о том, что Javelin и беспилотные летательные аппараты Switchblade продаются в Интернете после того, как они были вывезены из Украины», – пишет New York Times со ссылкой на анонимного американского чиновника.
Издание добавляет, что также было одно подтвержденное сообщение о контрабандном вывозе из Украины противотанкового гранатомета шведского производства. Но кража была обнаружена после того, как оружие взорвалось в багажнике автомобиля примерно в 10 милях от Москвы, ранив отставного российского офицера, только что вернувшегося с востока Украины.
Инспекторы Пентагона, Государственного департамента и Агентства США по международному развитию сообщили в марте, что они «пока не подтвердили значительные растраты, мошенничество или злоупотребления» американской поддержкой, оказанной Украине. Хотя жалоб на неправомерное поведение было 189 человек.
Редкий визит американских инспекторов на украинский военный объект в Одессе 26 апреля не обнаружил «никаких нарушений», – сказал спикер вооруженных сил США в Европе капитан Уильям Спикс.
Командующий войсками НАТО в Европе генерал Кристофер Каволи заявил в Конгрессе в конце прошлого месяца, что он может вспомнить лишь один случай попытки контрабанды с начала войны. Тогда речь шла о нескольких автоматах. Он сказал, что остается «очень уверенным» в способности Украины позаботиться о защищенности американского оружия почти на 37 миллиардов долларов.
Но угроза остается. В интенсивных конфликтах, подобных продолжающемуся в Украине, оружие применяется почти так же быстро, как и получается.
Перед тем, как попасть в Украину, грузы с оружием останавливаются на военных базах в Европе, где серийные номера оружия заносятся в многочисленные базы данных, которые просматривают американские и украинские чиновники. Серийные номера повторно проверяются по всему маршруту доставки в Украину, чтобы убедиться, что ни один из них не пропал. Они также используются для идентификации оружия, которое было утеряно и впоследствии найдено. Если оружие с зарегистрированным серийным номером появляется далеко от Украины, тогда можно говорить о том, что его вывезли контрабандой.
В декабре прошлого года американские официальные лица начали предоставлять украинским военным ручные сканеры штрихкодов для мгновенной передачи серийных номеров новейших вооружений в американскую базу данных. Новый процесс был частью решения администрации Байдена предоставить Украине больше полномочий самостоятельно отчитываться о защищенности вооружений.
Американские военные заявили, что такое изменение было необходимым, поскольку боевые действия в значительной степени препятствовали американским инспекторам посещать боевые подразделения. Но американские чиновники, ответственные за надзор, по-прежнему озабочены тем, что они не могут лично подтвердить местонахождение оружия.
По словам Устиновой, по крайней мере, некоторые украинские подразделения на передовой, которые находятся под постоянным российским огнем, все еще ждут получения ручных сканеров. Американские чиновники говорят, что в других зонах боевых действий подобные проверки на поле боя проводятся нечасто. Поскольку беспокойство по поводу контрабанды, как правило, возникает тогда, когда исчезают целые контейнеры с ракетами или ракетными системами, а не отдельные единицы легкого вооружения.
Однако пристальное внимание нависает над украинскими чиновниками, балансирующими между острой потребностью в вооружении и обременительными ожиданиями относительно его отслеживания. По словам сенатора от Аляски Лизы Мурковски, которая принимала участие в поездке в Киев в прошлом месяце, президент Владимир Зеленский продемонстрировал «признаки разочарования», когда перед ним снова подняли вопросы контроля американского оружия.
Но Зеленский согласился с тем, что необходимо обеспечить продолжение передачи американского оружия и другой помощи в сфере безопасности.
«Достаточно появления ситуации, когда мы обнаружим, что кто-то где-то внизу цепи получил часть военного оборудования и продал его ради личного обогащения или присвоил его каким-то образом. Тогда ситуация станет гораздо сложнее», – сказала Мурковски.