UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: После утечки документов Пентагона в США задумались, кому доверять свои тайны

Арест Джейка Тейшеры, опубликовавшего в интернете тайные документы США, дал толчок дебатам о том, как лучше организовать допуск к чувствительным материалам.

Почему 21-летний нацгвардеец получил доступ к сверхсекретным документам? Драматический арест Джека Тейшейры – военнослужащего разведывательного подразделения Военно-воздушной национальной гвардии штата Массачусетс, который, по мнению федеральных властей, связан с утечкой секретных документов – привлекает внимание к огромному количеству людей, имеющих допуск к просмотру полностью тайных материалов, связанных с национальной безопасностью.

От военнослужащих Национальной гвардии на базах в штате Массачусетс до генералов в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и американских бюрократов по всему миру уровень допуска «совершенно секретно» предоставляет его владельцам чрезвычайный уровень доступа. Благодаря ему они могут видеть защищенные объекты Пентагона и других разведывательных служб, ежедневные брифинги разведки, карты ситуации и детальный анализ состояния мира глазами американских разведывательных служб, пишет New York Times.

«Американские военнослужащие с допуском к государственной тайне – это почти все из более 600 генералов в разных службах. Но этот уровень допуска также распространяется на некоторых их помощников, многих полковников, работающих в Пентагоне, капитанов кораблей ВМС, широкий спектр младших офицеров и даже, как в случае с военнослужащим Тейшейрой, военнослужащих срочной службы, работающих в разведывательных подразделениях», – замечает издания.

Читайте также: Утечка Пентагона в...чат для мемов: что известно о подозреваемом в "сливе" разведданных

Представители Пентагона говорят, что количество людей с таким доступом измеряется тысячами, если не десятками тысяч. А к тем, кто имеет доступ к документам под грифом «секретно», относятся почти все работающие на Пентагон или другие службы национальной безопасности. Есть военные подрядчики и даже эксперты аналитических центров, имеющие определенный уровень допуска к государственным тайнам.

Пентагон, скорее всего, столкнется с серьезными последствиями утечки десятков страниц секретных материалов, публиковавшихся на протяжении нескольких месяцев. Поскольку в ближайшей перспективе российские военные планировщики будут изучать эти материалы в поисках подсказок для своих скомпрометированных ведомств.

«Но этот случай поднимает более широкие вопросы о том, правда ли термин термин «совершенно секретно» все еще означает, что что-то на самом деле является тайной», - пишет издание.

«Очевидно, что слишком много людей имеют доступ к слишком большому количеству сверхсекретной информации, которую они не должны знать», - сказала Эвелин Фаркас, чиновник Министерства обороны США, которая занималась вопросами России и Украины во времена администрации Обамы.

В четверг Пентагон был шокирован самой возможностью, что утечка информации может произойти даже не на самом высоком уровне. Вместо того чтобы искать источник в офисах Объединенного штаба, где старшие генералы и чиновники хранили многое из того, что было размещено в небольшой игровой онлайн-группе под названием Thug Shaker Central, пришлось устроить обыск в доме рядового Тейшейры.

«Каждый из нас подписывает соглашение о неразглашении – каждый, кто имеет допуск к секретной информации. Поэтому, все указывает на то, что это, опять же, преступный акт», – заявил на пресс-конференции спикер Пентагона генерал Патрик Райдер.

Читайте также: Ходжес: утечка документов из Пентагона не отразится на контрнаступлении Украины

По словам Фаркас, арест военнослужащего Тейшейры служит предупреждением о том, что ждет тех, кто неправильно обращается с секретной информацией.

«Они собираются бросить на него все. И правительству будет еще важнее принять меры в отношении других, кто думает, что они обладают иммунитетом из-за своих высоких должностей», - добавила она.

Чиновники говорят, что виновный в организации утечки тайной информации может получить долгий срок. Тейшейру арестовали по Закону о шпионаже, за нарушение которого предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы по каждому пункту обвинения. Реалити Виннер – бывший военнослужащий ВВС и контрактник АНБ – был осужден за утечку секретного документа в СМИ и получил приговор в виде пяти лет и трех месяцев заключения. Инженер ВМС Джонатан Теббе, который пытался, но не смог продать иностранному государству секреты, обозначенные грифом «конфиденциально», в прошлом году был приговорен к 19 годам заключения. Его жена, Диана Теббе, получила почти 22 года заключения.

«Это было серьезным нарушением безопасности, которое не должно повториться. Любой с допуском к секретной информации, предающий свою страну, целенаправленно нарушая правила обращения с секретными документами или разглашая секретные материалы, должен быть привлечен к ответственности», – заявил в своем заявлении сенатор Джек Рид, демократ от штата Род-Айленд и глава Комитета по вооруженным силам.

Некоторые военные выступили в защиту практики предоставления допуска к государственной тайне военнослужащим независимо от возраста: если кто-то достаточно взрослый, чтобы умереть за свою страну, он достаточно взрослый, чтобы ему можно было доверять ее секреты, утверждали они.

Читайте также: Утечка данных Пентагона раскрывает число погибших военных Украины и РФ: агрессор потерял вдвое больше – Reuters

«Когда вы вступаете на военную службу, в зависимости от вашего поста, вам может понадобиться допуск к государственной тайне. Если вы работаете в разведке и нужен допуск к секретной информации, вы пройдете соответствующую проверку. Мы возлагаем на наших военных большую ответственность с очень раннего возраста», – сказал генерал Райдер.

В четверг представители служб национальной безопасности заявили, что этот эпизод подчеркнул слабые места и уязвимости процесса допуска, несмотря на изменения, введенные после дела Эдварда Сноудена - бывшего подрядчика американской разведки, ставшего одним из самых громких беглецов в мире после того, как он раскрыл методы массового слежения для СМИ.

«Эти реформы были явно недостаточно эффективными», – сказал Джавед Али, бывший высокопоставленный сотрудник контртеррористической службы США, занимавший должности в разведке ФБР, Разведывательном управлении Министерства обороны и Министерства внутренней безопасности.

Например, сверхсекретные сведения находятся на правительственных компьютерах, расположенных в защищенных рабочих зонах, известных как SCIF (Sensitive Compartmented Information Facilities), куда никому не разрешается приносить любые электронные устройства, которые могут быть использованы для фотографирования, видео- или аудиозаписи. Посетители многих офисов Пентагона должны оставлять свои мобильные телефоны, ноутбуки и все остальное, что может быть использовано для записи или фотографирования в шкафчиках в коридоре. Чтобы ограничить утечку разведывательной информации после дела Сноудена, чиновники ввели правила, ограничивающие возможность людей иметь электронный доступ к материалам в SCIF.

«Проблема Сноудена заключалась в том, что люди не могли получить доступ к секретным материалам в электронном виде. Этот парень действовал другим путем, вероятно, из-за мер после Сноудена», - сказал Али.

Читайте также: Утечка Пентагона: в Украине находились полсотни спецназовцев из Британии — The Guardian

В этом случае документы, похоже, распечатаны и вынесены из засекреченных объектов, сказали чиновники. Хотя многое о том, как материалы оказались в чат-группе, пока неизвестно.

До сих пор непонятно, какой уровень допуска имел рядовой Тейшейра. Но он был прикомандирован в 102-е разведывательное крыло ВВС Национальной гвардии штата Массачусетс. И вполне возможно, что у него был допуск к государственным тайнам, сказал в четверг один из представителей оборонного ведомства.

«Возникает очевидный вопрос, почему кто-то в этом относительно низком звании и довольно неизвестном уголке армии, а именно в воздушной национальной гвардии штата Массачусетс, мог иметь доступ не только к некоторым из наиболее важных секретов страны, но и к такому чрезвычайному количеству секретов, которые не могли иметь никакого отношения к его работе», – сказал Гленн Герстелл, бывший главный юрисконсульт Агентства национальной безопасности США.

Мик Малрой, бывший офицер ЦРУ и чиновник Пентагона, согласился: «Это действительно заставляет задуматься над тем, как кто-то настолько молодой мог получить доступ к наиболее чувствительным разведывательным данным и документам для информирования наших высших должностных лиц. Это должно заставить нас задуматься о том, кто имеет доступ к материалам такого уровня и как и почему мы позволяем людям печатать такие материалы».

Два основных изменения в работе с разведывательными данными в прошлом помогли подготовить почву для последних утечек. После террористических атак 11 сентября 2001 года разведывательные службы стали гораздо шире обмениваться материалами с другими правительственными учреждениями. Затем, после неудачной оценки разведки о наличии в Ираке оружия массового уничтожения, разведывательные службы стали больше делиться информацией об источниках своей информации и своей уверенности в том, насколько надежными могут быть материалы, которые они получают.

Читайте также: TIME: Россия усиливает репрессии за уклонение от мобилизации, что это говорит о ее стратегии в войне с Украиной?

Герстелл сказал, что эти изменения были сделаны по правильным соображениям, но они зашли слишком далеко. Сейчас доступ к некоторым секретам "просто невероятно широк", - сказал он.

«Мы перегнули палку и сделали доступ таким удобным и легким для широкого круга людей именно потому, что мы не хотим оказаться в ситуации, когда можно было бы сказать, что мы могли бы предотвратить что-то, если бы мы поделились этой информацией», - сказал он.

В четверг, спустя несколько часов после ареста Тейшейры, замминистра обороны Кэтлин Хикс разослала меморандум, в котором повторно изложила правила обращения с секретными материалами.

«Персонал, имеющий доступ к секретной информации, является доверенными распорядителями этой информации, и ответственность за сохранение секретной информации является пожизненным требованием для каждого лица, получившего допуск к секретной информации», – написала она.