Когда президент Джо Байден встретился с союзниками в Европе три месяца назад, мир был сплочен вокруг Украины. А НАТО вдруг нашел для себя старую «новую» цель – сдерживать Россию. Были разговоры о «нарастании санкций». Владимир Путин отступал, а все говорили о победе.
Сегодня Байден возвращается в Европу. И ситуация вокруг войны, которую Россия развязала против Украины, более тяжелая, - пишет New York Times. Российский экспорт нефти падает быстро. Но доходы от ее продаж только растут за счет роста цен на топливо. Сосредоточив свои усилия на востоке и юге Украины, Москва добивается постепенного, но значительного успеха. Окруженные украинские войска вынуждены отступать из ключевых городов: сначала из Мариуполя, а теперь из Северодонецка.
Поэтому Байдену на фоне потрясений на энергетическом и продовольственном рынках нужно подготовить своих союзников к затяжному конфликту, к возвращению «длительной сумеречной борьбы», как Джон Кеннеди когда-то описал Холодную войну. Неудивительно, что несколько трещин на Западе уже становятся заметными. Поскольку приближение выборов и общественное недовольство начинают тревожить лидеров.
Чиновники в Белом доме утверждают, что все это не помешает Байдену давить на Россию еще больше. А последние несколько недель отличились закулисными переговорами о новых способах изолировать Москву. Бывший пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби, который сейчас работает в Белом доме, сказал репортерам ждать новостей о новых мерах, «нацеленных против цепей оборонных поставок России, а также об усилении борьбы с попытками обойти эти санкции». Издание допускает, что его слова должны были стать предупреждением для Китая и Индии, продолжающих покупать российскую нефть с большой скидкой. Кирби утверждает, что Москва начинает ощущать боль после четырех месяцев войны.
«Из-за наших действий Россия не может произвести выплаты по бондам, приближаясь к дефолту. И наши дальнейшие меры еще больше затянут гайки и сократят приток доходов, необходимых Путину для финансирования войны», – сказал американский чиновник.
Белый дом намерен объявить о новых шагах, направленных на усиление возможностей НАТО. В частности, Вашингтон готовит новую «стратегическую концепцию» для альянса, которая появится впервые за 10 лет. Тогда продолжались разговоры об интеграции России с Европой. Сегодня это кажется фантастикой. Также большим шагом будет создание новых кибернетических сил быстрого реагирования», которые помогут обороняться странам НАТО, а также Швеции и Финляндии, чьи заявки на членство ожидают одобрения.
Но ключевая проблема заключается в том, как обращаться с Путиным в те времена, когда Россия перестала быть дружной европейской страной и превратилась в международную парию. Американские чиновники говорят, что изоляция российского автократа усилится. Но президент Франции Эммануэль Макрон, призвав Запад воздержаться от «соблазна унизить» Путина, подал первый сигнал о существовании разногласий во взглядах союзников на фундаментальную стратегию относительно того, как сильно следует давить на российского автократа.
«Если сравнивать с поездкой в Европу в марте, сейчас Байден имеет дело с повышенной потребностью в поиске компромиссов между целями внутренней и внешней политики. Его приоритетом будет увеличить давление на Россию и помочь Украине. Но это придется делать как раз тогда, когда Запад встревожен ценами на продукты и горючее, встревожен своими запасами оружия, а конца войны до сих пор не видно», – сказал исполнительный директор «Центра новой американской безопасности» Ричард Фонтейн.
Сейчас Байден не испытывает большого политического давления дома. Большинство дебатов затрагивают тему, как лучше создать еще больше проблем для Путина, не спровоцировав при этом эскалацию войны. Но появилось беспокойство, что рост цен на горючее, а также стоимости обеспечения Украины оружием со временем начнут сокращать существующий энтузиазм. Особенно, если Путин выполнит свои угрозы прекратить поставлять газ в Европу осенью.
«Все лидеры, с которыми Байден встретится, предстали перед одними и теми же проблемами. Кроме того, в США и в других странах приближаются выборы. Западное единство все еще на высоком уровне, а поддержка Украины тверда, равно как и желание сопротивляться России», - сказал Фонтейн, добавив, однако, что летняя поездка Байдена в Европу продемонстрирует, «насколько устойчивыми будут разные линии мер на фоне затяжной войны».
Только два месяца назад американцы открыто говорили о победе над Россией и о приближении момента, когда армия Путина отступит к позициям, которые она занимала до 24 февраля. В конце своей последней речи в Варшаве Байден сказал, что Путин "не может оставаться у власти". В Белом доме тогда быстро уточнили, что США не ищут возможности устроить переворот в Москве. Но месяц спустя американским чиновникам пришлось объяснять, что означали слова министра обороны Ллойда Остина, когда он сказал, что Америка хочет «ослабить Россию до такой степени, чтобы она была не способна снова вторгнуться в Украину».
Сейчас Байден осторожнее в публичных высказываниях, хотя его цели остались без изменений. Вопрос в том, сможет ли он убедить союзников перейти от реагирования на кризис к длительной реакции на вторжение, зная, что цена этих усилий будет расти, равно как и давление, поскольку Путин попытается использовать каждое доступное ему оружие, включая ограничение экспорта газа и сохранение блокады украинских портов и зерна.
«Естественно, что люди и правительства теряют интерес к затянувшимся конфликтам. Мир перестал обращать внимание на войну в Ливии после падения Муаммара Каддафи, а также на Сирию, Йемен и другие конфликты, которые когда-то были в заголовках», - сказал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, добавив, что это же произошло после того, как Россия аннексировала Крым.
«Компромисс с Россией может показаться привлекательным для некоторых за рубежом, особенно ввиду роста цены войны», - сказал Кулеба, подчеркнув при этом, что на самом деле единственный выход – это «полная победа Украины».
Публично с ним согласится каждый. В ходе встреч в Европе Байден об этом не скажет. Но в его администрации каждую неделю обсуждают, что отправить в Украину, а что нет. Источники издания сообщили, что президент США постоянно взвешивает, приведет ли отправка нового оружия к слишком быстрой эскалации войны и даст ли она Путину еще одно оправдание для ответа. Однако Байден пытается позаботиться о том, чтобы Путин терял позиции.