UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: Китай видит одного победителя на войне в Украине — себя

Руководство страны считает, что сможет избежать экономических и дипломатических последствий, а также выставить свою страну как гаранта стабильности.

Война в Украине еще далека от завершения. Но в китайских политических кругах формируется консенсус о том, что по крайней мере одна страна выйдет победителем из этой катастрофы – сам Китай.

После растерянной первой реакции на российское вторжение Китай сформировал строительные блоки стратегии, призванной оградить его от самых широких экономических и политических последствий, а также извлечь выгоду из геополитических оползней, когда дым рассеется.

Об этом пишет New York Times. Китайский лидер Си Цзиньпин отказывался критиковать Владимира Путина. Но он также пытался дистанцировать свою страну от организованной Россией бойни. Его правительство осудило международные санкции, введенные против Москвы. Но пока были признаки того, что китайские компании будут их придерживаться, чтобы защитить китайские экономические интересы на Западе.

На прошлой неделе Си Цзиньпин обратился к европейским лидерам с размытыми предложениями помочь всё устроить в то же время, когда другие китайские чиновники усиливали российские кампании по распространению дезинформации, нацеленные дискредитировать США и НАТО. Чиновники в Вашингтоне без обнародования доказательств утверждают, что после вторжения Россия попросила у Китая оказать военную и экономическую помощь. Сегодня китайские чиновники отвергли это как дезинформацию.

В конце концов, китайские власти считают, что должны попытаться подняться выше «борьбы между двумя уставшими силами» и выставить себя стомпом стабильности во все более турбулентном мире.

«Это значит, что если мы не совершим стратегических ошибок, китайская модернизация не будет ограничена, а даже наоборот. Китай получит еще большую возможность играть более важную роль в построении нового международного порядка», – сказал профессор Китайского университета Гонконга Чжан Йонгнин, выступающий советником высокопоставленных чиновников в Пекине.

В сердце китайской стратегии лежит убеждение, что США ослаблены безрассудными зарубежными авантюрами, включая то, что в Пекине считают «подталкиванием Путина к конфликту с Украиной». С точки зрения этого убеждения, которое в последние дни неоднократно повторялось в публичных заявлениях и квази-анализах, российское вторжение сосредотачивает американскую силу и внимание на Европе. А значит, президент Байден, как и его предшественники, неудачно попытаются перевести фокус на Китай и Азиатско-тихоокеанский регион.

«Все трудности, балансировка и унижение, о которых мы говорим, краткосрочны. В долгосрочной перспективе Россия станет парией международного сообщества. И России не к кому будет обратиться, кроме Китая», - сказал директор китайской программы в Центре Стимсона в Вашингтоне Юн Сан.

Китайский дальнейший путь нельзя назвать определенным. Слишком большое сближение с Россией может закрепить враждебные взгляды на Китай в Европе и за ее пределами. И такая возможность очень беспокоит правительство Си Цзиньпина. Если Германия, Франция и другие союзники нарастят оборону, как обещают, США смогут направить свои военные ресурсы на сдерживание Китая. Байден призвал создать «альянс демократий», в то время как американское военное командование заверило, что война в Украине не отвлекает от Китая.

«Мы также чувствуем себя очень встревоженными, потому что российско-украинская война заставит Европу быть более благосклонной к США. А потом Китай еще больше погрязнет в дилемме», - сказал профессор международных отношений в Нанкинском университете Су Фан.

По его мнению, союзники США в Тихом океане, включая Японию и Австралию, «тоже займут более жесткую военную позицию. И все это кажется очень недружелюбным Китаю». Первоначальная неуверенность Пекина после начала российского вторжения спровоцировала неуверенность в способности Си Цзиньпина разобраться с последствиями войны. Он неоднократно предостерегал китайских чиновников, что мир переходит в эру потрясений, «которых мир не видел целый век». Однако эти чиновники оказались плохо подготовленными к путинской атаке против Украины.

Вплоть до момента вторжения они отвергали все оговорки, что Россия готовится к войне, обвиняя США в провокации напряжения. И теперь им трудно соединить свою поддержку российских желаний в сфере безопасности с собственными акцентами на необходимости уважать национальный суверенитет. И Украина здесь не исключение. Во время видео-переговоров с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцом Си Цзиньпин осуждал возвращение огня войны в Европе. Однако его дипломаты до сих пор раздували этот огонь российской дезинформации, обвиняя США в разработке «биологического оружия» в Украине.

Это просто плохо отражается на китайских международных отношениях. Речь идет не только о репутации Китая на Западе. Думаю, это также влияет на его репутацию в незападных странах, потому что фактически ассоциирует его с империалистической силой», – сказал эксперт по китайско-российским связям во французском Институте международных отношений Бобо Ло.

Китай может столкнуться с экономическими потрясениями, вызванными войной и западными усилиями, призванными наказать Россию, ограничив торговлю и изолировав ее финансовые институты. Китайские чиновники осудили подобные меры. США и союзники проявили чрезвычайное единство, одобряя санкции. Но другие страны разделяют обеспокоенность Пекина по поводу применения мощных экономических инструментов в качестве оружия.

Во всяком случае, китайская экономика достаточно велика, чтобы поглотить удары, которые сбили бы с ног других. Китайские компании могут даже воспользоваться отчаянием России, как это произошло в 2014 году, когда после оккупации Крыма Москва столкнулась с санкциями.