Недавно вечером на Красной площади элитные российские десантники в камуфляже устроили танцевальное шоу, похожее на бой, с применением пиротехники. Египетский музыкант, одетый в костюм фараона, ездил туда-сюда в колеснице с анкхом – древним египетским символом жизни. При этом он играл советскую песню военных времен «Катюша».
44-летняя Наталья Никонова была среди тысяч зрителей, аплодировавших с трибун на фестивале, приветствуя военных России, а также дружественных стран, таких как Беларусь, Индия и Венесуэла.
«Я была настолько взволнована, что чуть не сорвала голос», – призналась она.
Российская армия прямо сейчас ведет медленную войну, которая уже отняла жизни десятков тысяч человек, а также спровоцировала глобальную инфляцию и подорожание цен на энергоносители. Но Никонова сказала журналистам New York Times, что продолжающаяся уже более 6 месяцев война почти не повлияла на ее жизнь.
«На самом деле ничто не изменилось. Конечно, цены выросли, но мы это выдержим», – сказала россиянка, после чего вернулась к прослушиванию «Катюши» в исполнении Военного симфонического оркестра Египта.
Издание пишет, что в Москве у многих людей есть финансовые ресурсы, чтобы пережить значительный рост цен, в отличие от всех других регионов страны. Поэтому ежедневная жизнь в городе не изменилась. В ГУМ на Красной площади полно покупателей, хотя многие западные магазины, такие как Prada, Gucci и Christian Dior, закрыты. Рестораны и театры процветают. На московских дорогах полно дорогих автомобилей вроде Lamborghini и Porsche.
«Некоторые магазины закрылись из-за санкций. Это огорчает, но не так уж страшно», – сказала 18-летняя Юлия, проводившая время с друзьями в Парке Горького. Она и ее друзья не часто думают о войне в Украине.
«Эта отстраненность – именно то, на что рассчитывал Владимир Путин, внедряя свою внутриполитическую стратегию, нацеленную оградить россиян от последствий войны. Никакой мобилизации, никаких массовых похорон, никакого горя от потери или конфликта. Российские усилия на поле битвы пошли не так, как планировал Путин. Но дома он в большинстве своем добился успеха, максимально сохранив ощущение нормальной жизни», - пишет издание.
Большинство музеев и театров открыто, если их руководство не критикует Кремль. По летним вечерам на реке Москва курсируют катера для вечеринок. А люди устраивают пикники на траве. Осенний сезон в театрах оперы и балета только начался. Хотя некоторые долгожданные премьеры были отменены. Потому что их режиссеры и актеры высказались против войны с Украиной или сбежали из России.
«Обычно россияне стараются защитить свою повседневную жизнь», – объяснил профессор политической философии в Московской школе социальных и экономических наук Григорий Юдин, описывая механизм, который у россиян выработался еще во времена СССР и снова понадобился во времена правления Путина.
Он пояснил, что защита повседневной жизни – это то, чему российские власти предоставляют приоритет и что «они хорошо умеют». По мнению Юдина, сейчас российское правительство выполняет эту задачу «достаточно успешно». Но несмотря на то, что многие москвичи приняли осознанное невежество, столичная интеллигенция, чья работа и жизнь так или иначе связаны с Западом или Украиной, не могут сочетать ощущение нормальности с тем фактом, что их страна участвует в самой большой войне в Европе со времен Второй мировой. Это особенно можно было заметить в субботу, когда тысячи россиян пришли на похороны Михаила Горбачева, чтобы выразить свое сочувствие и благодарность. Это очень контрастировало с молчаливым протестом Путина и представителей его окружения, не пришедших прощаться с последним лидером СССР.
Жительница Москвы по имени Аня рассказала New York Times, что, когда российские танки зашли на территорию Украины, она начала читать книги о подъеме тоталитаризма в нацистской Германии и о концепции коллективной вины.
«Это конец света для очень большого количества людей. Кто-то убивает гражданских от твоего имени. А твоя страна превращается в нечто похожее на Северную Корею», – сказала 34-летняя женщина, отказавшаяся называть свою фамилию, боясь преследования.
Она рассказала, что участвовала в протестах и подписала антивоенную петицию спустя несколько дней после начала войны против Украины. Вскоре после этого ее уволили с должности в государственном учреждении. Многие годы Путин подавлял протесты и проявления несогласия. Но сейчас высказаться против действий системы почти невозможно. Люди, которые решаются на это, знают, что их ждет наказание, согласно новому закону, запрещающему критиковать войну. Почти 16,5 тысячи россиян были арестованы за то, что протестовали против вторжения в Украину, о чем свидетельствуют данные правозащитной организации «ОВД-Инфо».
Выступающие против войны россияне чувствуют, что правительство их страны презирает и угрожает им, в это время Запад критикует их за то, что они не протестуют против вторжения. Поэтому они чувствуют себя бессильными и не способными добиться каких-либо изменений.
«У нас у всех ощущение бессилия. Тот факт, что ты существуешь и имеешь свою точку зрения, ничего не значит. Нас 5, 10, 20 миллионов. И это ни на что не влияет», – сказала Аня.
Для москвичей, таких как Аня, первые месяцы войны были тревожными и переполнены ощущением неопределенности. Десятки тысяч из них сбежали из страны. Но летом столица России вернулась к нормальной жизни. Рубль укрепился, оппозиции закрыли рот, а СМИ и раньше были полностью под контролем Кремля. Впрочем, общество постепенно все равно меняется. Несмотря на то, что Путин пытается поддерживать чувство нормальности, он также проводит милитаризацию российского общества. Вдоль главных улиц в Москве стоят бигборды с изображениями российских солдат и QR-кодов, которые можно отсканировать и узнать больше информации о военных. Событий, прославляющих российскую армию, очень много.
Лишь недавно на юго-западе Москвы прошли двухнедельные Международные военные игры, в рамках которых состоялись соревнования по танковому биатлону. Эти соревнования проводятся с 2013 года. И все это время Россия всегда занимала первое место.
«Я видел танки по телевизору и хотел посмотреть на них в реальной жизни. Думаю, каждая война – это плохо. Я не говорю, что поддерживаю или не поддерживаю спецоперацию. Однако я доверяю руководству страны. И если они говорят, что это необходимо, значит так оно и есть», – сказал 34-летний Илья, приведший на соревнование своих двоих детей, которым 11 и 4 года.
Другие россияне сказали изданию, что демонстрация оружия на армейском фестивале, включая ракеты «Кинжал», которыми войска России обстреливают Украину, заставляет их чувствовать, что они происходят из сильной страны. 55-летний Андрей Евгеньевич в последние дни Холодной войны был танкистом в Восточной Германии. Он признался, что вид тяжелого вооружения возвращает его во времена, когда СССР был сильной и страшной глобальной силой. На вопрос о санкциях он ответил: «Я не чувствую никакой разницы. Думаю, Америка и Запад страдают от них больше».
Это распространенная «песенка» на российском телевидении. Государственные СМИ ежедневно рассказывают, какие трудности ожидают Германию из-за роста цен на газ, об инфляции в Европе и США. На военных полигонах дети лазают по танкам, среди которых есть один с надписью: «Дави фашистов». Люди всех возрастов могут пострелять из автомата. Но специально обустроенные места, где посетители могут подписать контракт о службе в российской армии, пустуют. Это может означать, что, несмотря на рост национализма, люди не очень хотят участвовать в войне, которую развязал Путин.
«Сейчас не очень много людей приходят», – сказал один из военных вербовщиков, отказавшись называть свое имя.
Для тех, кому военные игры не интересны и кто привык проводить лето, путешествуя по Европе, есть что делать и дома. В парке Никола-Ленивец, расположенном в нескольких часах езды от Москвы, проходит четырехдневный фестиваль для хипстеров. В этом году его посетили около 16 тысяч человек. Однажды вечером люди танцевали под музыку регги-исполнителя, который обещал зрителям, что не уедет из России, в отличие от многих других. Толпа, услышав это, разразилась овациями.
«Сначала я думал: ого, в 400 километрах от нас война продолжается. А мы здесь на музыкальном фестивале», – сказал 25-летний Иван, вернувшийся в Россию после нескольких лет проживания за границей.
Однако он признает, что со временем смирился с ситуацией.
«Жизнь продолжается, тем более что мы ничего не можем сделать, чтобы повлиять на ситуацию», - сказал он.
На Красной площади 26-летняя женщина по имени Екатерина сказала журналистам, что музыка военных оркестров «вдохновляет» ее саму и ее парня, который служит в армии. Однако она также добавила, что переживает «за мужчин по обе стороны от линии фронта».
«Здесь люди ведут себя так, будто ничего не происходит. Здесь – один мир, а там, на поле битвы, совсем другой», – сказала она.