Есть два разных мнения относительно того, может ли угроза экономических санкций быть эффективной для сдерживания российской агрессии против Украины. Во-первых, санкции против РФ после вторжения в Украину в 2014 году не способствовали изменению поведения Кремля. Также экономические санкции оказались неэффективны для изменения политики режимов, когда они были введены против Кубы, Ирана, Ирака, Северной Кореи и Венесуэлы. Поэтому нужно рационально оценивать то, как могут работать новые санкции Запада против Москвы, пишет The New York Times.
Часть аналитиков все-таки считает, что сейчас санкции будут эффективными, поскольку они могут причинить реальную экономическую боль РФ. Как ни странно, некоторые россияне сами подтвердили это мнение. В 2014 году бывший министр финансов России Алексей Кудрин, приближенный к президенту Владимиру Путину, заявил, что блокирование доступа РФ к транснациональной банковской сети SWIFT, которую Запад планировал использовать как рычаг влияния, может привести к падению российского валового внутреннего продукта на 5 процентов. В 2019 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что прекращение доступа к SWIFT будет расцениваться фактически как объявление войны.
Прогнозы масштабных последствий для России при отключении от SWIFT рискуют быть преувеличены, но санкции могут стать эффективными. И хотя экономические санкции далеки от идеального метода разрешения кризиса, они фактически единственная альтернатива вооруженному конфликту. Война в Украине рискует стать самой большой в Европе с 1945 года.
Аналитики по международным отношениям поддерживают санкции. По данным исследователей из Колледжа Уильяма и Мэри и Университета Денвера, почти 90 процентов из 362 ученых из университетов США, опрошенных в декабре и январе, выступают за экономические санкции в случае российского вторжения в Украину.
Одной из тем обсуждений является то, что отключение РФ от SWIFT, которое иногда называют «крайним вариантом», может оказаться менее разрушительным, чем думают многие страны Запада и, наверное, многие россияне. Система SWIFT, официально являющаяся Обществом всемирных межбанковских финансовых коммуникаций, является сетью обмена, объединяющей более 11 тысяч финансовых учреждений. Система не перемещает деньги сама по себе, но поддерживает транзакции посредством сообщений, подтверждающих личности отправителей и получателей, а также отслеживает, движутся ли деньги по назначению.
Попытка вести международный банковский бизнес без SWIFT является затратной, но не невозможной. Российские банки могли бы вести бизнес (хотя и с большими препятствиями) с помощью электронной почты, факсимильного аппарата или, возможно, даже телекса — телеграфной системы, которая предшествовала SWIFT и все еще существует.
Больший риск для России представляют другие меры. Самое важное, что администрация президента США Джо Байдена могла бы просто запретить американским банкам иметь дело со своими «российскими коллегами», что сделает доступ к SWIFT почти неактуальным.
Большинство банков мира, скорее всего, последуют примеру Вашингтона, боясь столкнуться с Соединенными Штатами, если транзакция между ними и Россией случайно повлечет за собой взаимодействие с американским банком. Отключение от SWIFT может быть введено через некоторое время, чтобы зачистить банковские операции, которые все еще могут происходить, несмотря на запрет, наложенный союзными странами.
Старший научный сотрудник Центра геоэкономики Атлантического совета Брайан О'Тул объясняет, как это может работать. Он привел пример конвертации валюты: чтобы «превратить» рубли в евро, валютные дилеры обычно используют доллары в качестве «посредника», сначала обменивая рубли на доллары, а затем обменивая доллары на евро. Часть транзакции, связанная с долларами, обычно проходит через Соединенные Штаты, а это может нарушать санкции США, сказал О'Тул.
Металлы и добыча полезных ископаемых – это другие сектора, на которые Соединенные Штаты и их союзники могут нацелить санкции, говорит О’Тул. Компании в Соединенных Штатах, а также в других странах могут быть фактически заблокированы от продаж России критических компонентов, таких как компьютерные чипы. Такие меры свидетельствуют, что Америка отказалась от надежды на то, что Путина можно убедить играть по правилам на мировой арене.
Идеальные санкции должны наказать Путина и его окружение, не причиняя вреда обычным гражданам России или Соединенным Штатам и их союзникам. К сожалению, таких санкций не существует, говорит старший научный сотрудник и директор программы по энергетике, экономике и безопасности Центра новой американской безопасности в Вашингтоне Эмили Килкриз.
«Мы тоже должны быть готовы принять часть этой боли. Мы уже использовали санкции, которые не причиняют нам особого вреда, например запрет на поездки союзникам Путина и запрет на предоставление технологий и кредитов российскому нефтегазовому сектору. Новые санкции нанесут ущерб компаниям, ведущим бизнес с Россией, и могут привести к контрдействиям РФ. Западные банки должны быть готовы к кибератакам», – добавила Килкриз.
Россия подготовилась к санкциям, расширяя свои валютные резервы. Подобным образом подготовился и Запад, среди прочего, он в поисках альтернативы поставкам российских энергоносителей. Стратегия Запада должна быть стратегически просчитанной, считает Килкриз.
Несмотря на широкое применение экономических санкций и признание их негативного влияния, экономические оценки их последствий в целом и для экономики РФ остаются достаточно противоречивыми. Об этом читайте в тексте Игоря Бураковского "Санкции против РФ. Как чувствует себя российская экономика"