Накануне открытия ежегодного саммита по безопасности «Диалог Шангри-Ла», прошедшего в конце прошлой недели в Сингапуре, в региональных СМИ была опубликована карта активности подразделений ВМС Китая вокруг Тайваня в течение мая этого года. Перемещение кораблей, подводных лодок и авиации в составе нескольких тактических групп свидетельствует о намерении окружить Тайвань со стороны Тихого океана и вместе с тем заблокировать пути поступления возможной помощи от Филиппин и Японии.
Именно эта тема, сдерживание Китая, была главной в двух центральных выступлениях — президента Эмманюэля Макрона, который впервые принял участие в саммите, и министра обороны США Пита Хегсета, который осуществил второй визит в регион за три месяца. Однако месседжи докладчиков отличались. Чтобы правильно их оценить, нужно учитывать еще два фактора. Первый — выступление премьер-министра Японии Шигеру Ишибы на конференции «Будущее Азии», прошедшей накануне в Токио. Второй — решение Китая впервые за время проведения «Диалога Шангри-Ла» не принимать в нем участия на уровне министра обороны (в прошлом году адмирал Дун Цзюнь не только приехал в Сингапур, но и встретился с американским коллегой Ллойдом Остином). На этот раз вместо него в Сингапур приехала делегация китайских университетских академиков.
Решение КНР понизить уровень участия вполне очевидно объясняется ожиданиями крайне критической тональности выступлений гостей из Европы и США. И если президент Макрон призвал создать коалицию Европы и Азии для поддержки глобального порядка и защиты суверенитета, то глава Пентагона призвал страны Восточной и Юго-Восточной Азии увеличить затраты на оборону до 5% ВВП, как в Европе, для сдерживания агрессивного влияния Китая.
Макрон искал согласия с азиатскими партнерами (он посетил также Вьетнам и Индонезию) в контексте уменьшения присутствия США в Европе и войны тарифов, фактически предлагая странам региона третий путь, чтобы сохранить мировой порядок — европейский, вместо выбора между США и КНР. В свою очередь Хегсет говорил исключительно о безопасности, точнее, об опасности, которую создает Китай своими угрозами в адрес Тайваня, агрессивными действиями против Филиппин и экспансией в Южно-Китайском море.
Визит президента Франции в Восточную Азию стал своеобразной прелюдией перед саммитами ЕС—Япония и ЕС—КНР, которые состоятся в июле. По его мнению, альянс Европы и Азии в контексте противостояния угрозам ревизионистских государств, которых он не назвал, приведет к «новым коалициям, новым соглашениям», которые позволят «перезапустить» мировой порядок, основанный на правилах. Макрон критически оценил современные тенденции к формированию «зон влияния», зато выступил за расширение инклюзивных многосторонних форматов. Франция и Сингапур подписали широкомасштабное соглашение в сфере ядерной энергетики и оборонного сотрудничества. Это важно, поскольку открывает пути для более тесного взаимодействия со странами АСЕАН.
Хегсет об экономике не говорил. Он заверил представителей 47 стран, присутствующих в Сингапуре, что США и дальше будут играть активную роль в регионе (и это заметно контрастировало с претензиями, которые Вашингтон выдвигает к Европе). «Мы должны обеспечить, чтобы наши затраты на оборону отображали опасности и угрозы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Сдерживание не обходится дешево», — заявил Хегсет. Глава Пентагона призвал регион серьезно отнестись к вкладу в коллективную оборону, обвинив Китай в том, что он хочет стать гегемонистским государством в Азии. В который раз прозвучало заявление, что США не хотят конфликта с Поднебесной, но не будут вытеснены из этого критически важного региона, а также не позволят обижать своих союзников и партнеров. «Мы переориентируемся на сдерживание агрессии со стороны коммунистического Китая, — сказал Хегсет, — из-за его массированного наращивания военной силы и роста готовности использовать эту силу для достижения своих целей. Китай продемонстрировал, что хочет коренным образом изменить статус-кво».
Стоит отметить, что США уже начали усиливать Филиппины, разместив вблизи пролива между ними и Тайванем новейшие мобильные противокорабельные системы Корпуса морской пехоты и разблокировав помощь на сумму 500 млн долл. С Японией ведутся сложные, но небезуспешные переговоры о тарифах и увеличении вклада Токио в безопасность. Сказывается категоричная антикитайская позиция Филиппин и достаточно осторожная риторика Японии по поводу дальнейших контактов с Пекином.
Именно об этом говорил премьер-министр Японии Ишиба во время своего резонансного выступления на токийской конференции «Будущее Азии». Он также подчеркнул необходимость укрепления присутствия США в регионе и усиления альянса Соединенных Штатов с традиционными союзниками, имея в виду угрозу со стороны КНР. Однако, по его мнению, ключевая цель — поддержание баланса сил, поскольку вакуум безопасности может привести к дестабилизации шаткого равновесия в регионе. Он заявил, что Япония будет продолжать контактировать с КНР на всех уровнях, стремясь к сотрудничеству, а не конфронтации. Он привел пример Всеобъемлющего и Прогрессивного Транстихоокеанского Партнерства — соглашения о свободной торговле между странами с обеих сторон Тихого океана как эффективного механизма во времена глобальной экономической нестабильности. Великобритания также становится частью настоящего соглашения, на очереди Филиппины, заявки также подали Китай и Тайвань. Выступление главы правительства Японии важнее тем, что политик известен своей идеей создания «азиатского НАТО», против чего резко выступает Китай. Из Пекина неоднократно звучали заявления, что любой альянс безопасности в Азии, не включающий КНР, будет рассматриваться как враждебный шаг в сторону Поднебесной.
В этом контексте внимание аналитиков привлекла статья в Foreign Affairs бывшего заместителя главы Пентагона времен президентства Джо Байдена Эли Ратнера, опубликованная накануне саммита в Сингапуре. В ней он призвал США, Австралию, Филиппины и Японию заключить пакт по безопасности, который очень напоминает идею «Азиатского НАТО». По мнению Ратнера, на современном этапе следует ограничить круг участников по реалистическим соображениям, учитывая мощное противодействие таким планам со стороны КНР. Интересно, что эту идею живо обсуждали в экспертных кругах Японии, однако раскритиковали как преждевременную и не учитывающую реалии региона.
Один из аспектов этого предложения, на которое обратили внимание эксперты, — отсутствие среди членов оборонного альянса Южной Кореи. Ратнер разъяснил, что эта страна может стать его членом, если, во-первых, пересмотрит свою оборонную доктрину и признает Китай угрозой (как это сделала Япония). Во-вторых, новое правительство РК, которое будет сформировано после выборов, значительно активизирует и улучшит отношения с Японией. И, в-третьих, Сеул позволит войскам США на своей территории заниматься не только вопросами угрозы со стороны Северной Кореи (как сейчас), но и более широким кругом угроз. Официальных комментариев в отношении этого предложения со стороны правительства Японии традиционно не прозвучало, однако вполне очевидно, что в нынешней ситуации такой альянс безопасности будет означать крайне негативные последствия в отношениях с КНР. В Токио и без того достаточно нервно ожидают 2 сентября, когда руководители России и КНР в Пекине будут праздновать «победу над милитаристской Японией»; вопрос тарифов с США до сих пор не урегулирован, а Китай реально прибегает к эскалации своего присутствия вокруг островов Сенкаку. Сейчас правительство Шигеру Ишибы старается пройти между каплями дождя, удерживая отношения с США на высоком уровне, но и не прибегая к резким шагам в сторону Китая. К тому же руководящей партии еще нужно выиграть выборы в верхнюю палату парламента Японии и сохранить стабильность в обществе на фоне очень заметного роста цен и ухудшения показателей внешней торговли из-за введенных Трампом тарифов на автомобили.
Вполне очевидно, что мировой кризис безопасности и взаимного доверия, вызванный ревизионизмом России и КНР, а также резкими и непредсказуемыми шагами администрации Трампа против ближайших союзников, влечет за собой поиск новых форм взаимодействия как в сфере безопасности, так и торгово-экономического. Хорошая новость о том, что США не покинут Восточную Азию (что было вполне очевидно) все же воспринимается с осторожностью из-за нескрываемого требования администрации Трампа присягнуть на верность США и дистанцироваться даже от экономического сотрудничества с КНР. Для абсолютного большинства стран региона такой выбор может привести к разрушению экономики и политическому кризису, поскольку роль КНР в Восточной и Юго-Восточной Азии невозможно переоценить.
Европа, которая хочет избежать обострения отношений с США, но ищет пути как для создания альтернативных рынков, так и для усиления собственной безопасности, пока своего слова не сказала. Если же говорить об Украине, то, к сожалению, ожидания концентрации усилий США на Азии за счет Европы создают дополнительное давление и на переговоры о прекращении огня, и на расчет в отношении дальнейших гарантий безопасности. Это именно то, к чему стремился Путин, формируя оборонный альянс с Северной Кореей и поощряя Китай поддержать агрессию против Украины. Складывается впечатление, что традиция неправильного понимания политики РФ в Вашингтоне сохраняется, несмотря на приобретенный опыт. Мир движется к сети новых альянсов, и нам нужно определиться, в каком из них будет Украина.
