Новый посол Китая в ЕС Фу Конг заявил, что вторжение РФ в Украину поставило Пекин «в очень затруднительное положение», поскольку он не хочет «выбирать между друзьями» Москвой и Киевом. Об этом он заявил в интервью South China Morning Post.
По его словам, Китай страдает от «побочного ущерба» в результате войны. Фу Конг отметил, что США «извлекают выгоду от этого кризиса», а также предложил Брюсселю и Пекину отменить санкции, введенные друг против друга.
В своем первом интервью с момента назначения на должность посла Китая в ЕС Фу Конг признал, что «украинский кризис становится проблемой двусторонних отношений с ЕС».
Фу Конг занял должность, которая была вакантной год – периода, в течение которого в двусторонних отношениях доминировала российская агрессия и тесные связи Китая с Москвой. Европейские лидеры настаивали на том, чтобы Пекин осудил российское вторжение и использовал свое влияние для прекращения войны.
Фу Конг, назвавший войну «так называемой спецоперацией», потому что «именно так ее назвали россияне», заявил, что одним из его приоритетов в новой должности является «деполитизация» отношений между ЕС и Китаем. Он напомнил европейцам, что Пекин призвал к мирному урегулированию с 25 февраля, на следующий день после начала вторжения.
«На второй день после начала этой операции состоялся важный телефонный разговор между президентом Китая Си и президентом Путиным, и во время этого разговора президент Си четко высказался за поиск мирного решения. Он подчеркнул, что Китай не получает выгоды от войны и не заинтересован в продолжении конфликта. Мы рассматриваем себя как побочный ущерб, если хотите от этого кризиса. И Россия, и Украина хорошие друзья, поэтому мы не хотим выбирать между друзьями. Это отправная точка нашей позиции», – заявил Фу Конг.
Он добавил, что «этот кризис поставил Китай в очень сложное положение с политической точки зрения» и «значительно усложнил отношения» с Европой.
Европа «поставила под микроскоп» отношения Китая с РФ после вторжения 24 февраля, начатого президентом России Владимиром Путиным.
Несколькими неделями ранее Путин посетил Китай в начале зимних Олимпийских игр в Пекине. Он и президент Китая Си Цзиньпин подписали заявление, в котором говорилось, что для китайско-российского сотрудничества «не существует никаких ограничений, никаких запретных зон».
С тех пор время и формулировка этого заявления тщательно анализируются. Фу Конг призвал европейцев не «слишком вчитываться в терминологию» соглашения.
«Я знаю, что люди здесь испытывают некоторые опасения относительно так называемых отношений без ограничений», - сказал посол.
Он настаивал на том, что Пекин имеет подобные партнерские отношения со многими странами и не ставит «искусственных ограничений» на какие-либо двусторонние отношения.
Однако он добавил, что «немного разочарован» тем, что после 10 месяцев, в течение которых китайские официальные лица неоднократно выражали поддержку мирному урегулированию, европейцы продолжают поднимать вопрос о соглашении по сотрудничеству с Москвой.
«Люди все еще используют это [соглашение], чтобы сказать: "О, Китай не на той стороне". Я могу понять, что сразу после начала кризиса европейские страны рефлекторно сказали: "Как вы могли достичь этого соглашения непосредственно перед началом кризиса?". Но через 10 месяцев после этого факты свидетельствуют о том, что Китай не предоставляет военную помощь России. На самом деле наша позиция была достаточно сбалансированной, согласитесь, и мы готовы присоединиться к любым мирным усилиям», - заявил Фу Конг.
С другой стороны, по его словам, США получают выгоду от этого кризиса, продавая оружие и зарабатывая на энергетическом кризисе в Европе.
«Самое важное – остановить боевые действия, достичь прекращения огня, чтобы спасти жизни, и мы будем поддерживать все усилия в этом отношении. Мы знаем, что некоторые страны или некоторые люди в некоторых странах не хотят видеть прекращение вражды. И мы не думаем, что это правильно», – добавил он.
Отвечая на вопрос, считает ли он, что США не хотят видеть завершения войны, Фу Конг сказал: «Это наша оценка».
«Мы знаем, что некоторые люди получают выгоду от этого кризиса. Они продают много оружия. А также фактически, что касается побочных эффектов этого кризиса, мы знаем, кто наживается на энергетическом кризисе, который пережили европейские страны», - заявил Фу Конг.
Относительно недавнего стремления ЕС разработать защитные меры в ответ на торговую модель Китая, Фу Конг предупредил, что некоторые из этих шагов «граничат с протекционизмом или даже откровенной дискриминацией».
Брюссель завершает разработку инструментов для ограничения доступа на рынок ЕС для предприятий, получающих субсидии от иностранных правительств или внутренние рынки которых не открыты для европейских компаний.
Одна из разрабатываемых мер будет предусматривать наказание стран, которые считаются оказывающими экономическое давление на компании или страны ЕС, в то время как ограничения на китайские инвестиции внедряются по всему блоку.
«Мы следим за этим с большим беспокойством. Что касается некоторых [инструментов], даже если Китай не упоминается, мы все знаем, что Китай будет первым, кого они коснутся. И мы не считаем, что они соответствуют свободному и открытому рынку, о котором всегда заявляет Европа», – сказал Фу Конг.
Отвечая на вопрос, почему Пекин не открывает свои рынки для европейских компаний в ответ, Фу Конг вспомнил о Всеобъемлющем соглашении об инвестициях — пакт с ЕС, зашедший в тупик, который мог бы открыть некоторые сектора китайской экономики.
«Если европейцы так обеспокоены доступом к рынкам Китая, почему бы им не ратифицировать это соглашение? Мы готовы развивать эту инициативу. Это был очень важный первый шаг», – добавил Фу Конг, отметив, что недавний национальный съезд Коммунистической партии показал, что Китай будет открываться дальше.
В прошлом году соглашение было подорвано санкциями, введенными сначала ЕС из-за нарушения Пекином прав уйгуров в Синьцзяне. Фу Конг опроверг какие-либо проблемы с правами человека в регионе и сказал, что причина санкций ЕС основывается на «большом количестве дезинформации, я бы сказал, что некоторые из них являются откровенной ложью, выдумками».
После этого Пекин ввел ответные санкции против законодателей, ученых и дипломатов ЕС. Фу Конг заявил, что Пекин отменит их, но только вместе с Брюсселем.
«Мы готовы забыть прошлое. Как насчет одновременной отмены санкций? Готовы ли вы отказаться от такого огромного рынка, как Китай, из-за того, что Китай не согласен с некоторыми конкретными вопросами прав человека?», - сказал он.
Представитель ЕС по вопросам внешней политики Набила Массрали заявила, что ЕС никогда не комментирует процесс принятия решений по санкциям.
«Все решения по санкциям принимаются государствами в Совете ЕС, а Совет принимает любые решения единогласно2, - пояснила она, добавив, что блок будет продолжать призывать Китай придерживаться своих национальных и международных обязательств, а также уважать права человека.
Глава китайской делегации Европарламента Райнхард Бутикофер и один из попавших под санкции Пекина депутатов, также не поддержал предложение Фу Конга.
«В таких обстоятельствах мы вынуждены констатировать отказ Китая менять курс как минимум еще на год. Это, непременно, выбор Пекина. Мяч остается на их поле. ЕС не откажется от своей решительной защиты прав человека», – отметил он.
Бутикофер входит в число законодателей, настаивающих на том, чтобы ЕС вел переговоры о двустороннем инвестиционном пакте с Тайванем.
Фу Конг предупредил, что любой шаг к официальному соглашению с Тайванем нарушит обязательство, принятое в 1975 году предшественником ЕС, Европейским экономическим сообществом, не «поддерживать никакие официальные отношения с Тайванем и не иметь с ним никаких соглашений».
«Любая страна, которая нарушает этот фундаментальный принцип – мы не можем поддерживать наши отношения, поэтому люди должны это понимать. Китай имеет нулевую толерантность, когда дело доходит до тайваньского вопроса. Все, что посягает на эту политику единого Китая, безусловно, будет встречено сильными контрмерами», – заявил Фу Конг.
Китай избегал критики России из-за войны против Украины, обвиняя в действиях Москвы расширение НАТО. Пекин подписал коммюнике на саммите G20 в Индонезии в ноябре, в котором говорится, что «большинство стран G20 решительно осудили войну в Украине». При этом Китай продолжает воздерживаться от того, чтобы называть вторжение РФ в Украину войной.
Лидер Китая Си Цзиньпин во время встречи с заместителем председателя Совета безопасности РФ Дмитрием Медведевым в Пекине заявил, что его страна хотела бы видеть переговоры по войне против Украины.
Си уже не в первый раз призывает к мирным переговорам. Ранее сообщалось, что во время встречи с президентом США Джо Байденом Си Цзиньпин сказал, что он «очень встревожен нынешней ситуацией в Украине». По его словам, Китай «все время был на стороне мира и продолжит поощрять мирные переговоры».
В ноябре Си заявил канцлеру Германии Олафу Шольцу, что выступает против применения ядерного оружия, подчеркнув желание Пекина не допустить эскалации войны России против Украины. Недавно он использовал переговоры с президентом Евросовета Шарлем Мишелем, чтобы призвать к усилиям по решению кризиса.