Cкоростной пассажирский экспресс, вышедший из страсбургского железнодорожного вокзала утром 26 марта, вошел в историю Франции, но не по рекорду скорости. На борту находились 20 пациентов на машинах жизнеобеспечения, пассажирские сидения переоборудовали под кровати, четверо находились - в колясках. Их путешествие по железной дороге привело их из восточной Франции, региона, в который первым подвергся заражению COVID-19, в отделения интенсивной терапии в Нант, Анже и другие городах на западе. К 1 апреля переоборудованные поезда вывезли десятки пациентов с востока, и все чаще из Парижа. Это первый случай, когда Франция мобилизовала свои скоростные поезда для интенсивной терапии. Такие меры являются частью национальных усилий по освобождению перегруженных региональных больниц, борющихся с пандемией, пишет The Economist.
К 1 апреля во Франции было зарегистрировано 57 763 случая заражения и 4043 смерти. Статистика менее ужасна, чем в Италии или Испании, но смертность намного выше, чем в Германии. По мере того, как страна готовилась к худшему, правительство продлило срок карантина до 15 апреля и предупредило французов: "Мы переживем очень трудный, очень напряженный, очень жестокий момент". Франция имеет долгую историю централизованного правления и мощный административный механизм для его обеспечения, начиная со времен Наполеона и частично до него. Кризис раскрывает преимущества такой системы, но также и ее недостатки.
Французский дирижистский рефлекс (Дирижизм - политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов XX в. во Франции – ред.) можно увидеть в быстрой отправке пациентов интенсивной терапии, которая началась 18 марта. Департамент Верхнего Рейна получил вспышку COVID-19 раньше, сосредоточеннию людей на пятидневном евангельском собрании в Мюлузе. К 17 марта, когда президент Эммануэль Макрон закрыл всю страну, отделения интенсивной терапии в этом регионе уже были переполнены. Оказалось, что SNCF (Национальная компания французских железных дорог - ред.), в прошлом году проверили возможность преобразование обычных пассажирских поездов в медицинский транспорт во время учений по планированию стихийных бедствий. Теперь скоростные поезда являются частью общенациональной системы перераспределения, в которую также входят вооруженные силы. Военно-воздушные силы доставляли пациентов на аппараты жизнеобеспечения из восточной Франции в больницы в Бретани, Бордо и Марселе, в то время как военно-морское судно класса "Мистраль" перевозило других тяжело больных людей из Корсики в Марсель. Соседние страны также приняли пациентов из восточной Франции.
Административная структура Франции также позволила навязывать и обеспечивать принудительное удержание в тюрьмах. На следующий день после объявления о карантине центральная бюрократия, естественно, разработала новую форму, которую каждый человек должен подписать, чтобы оправдать любое путешествие из дома. Полицейские и жандармы, патрулирующие почти пустые улицы, парки и пляжи, с тех пор провели ошеломляющие проверки 5,8 млн людей и таких документов. На нарушителей карантинных мер было наложено 359 000 штрафов. Интересно, что в правительственном законе "О чрезвычайной ситуации в области здравоохранения", у правительства есть полномочия контролировать цены на определенные продукты и реквизиционные запасы.
Чрезвычайная ситуация также использует существующие линии централизованной бюрократии. В число своих мер по поддержке работников и предприятий министр финансов Бруно Ле Мэр включил схему "частичной безработицы", которая помогает фирмам избежать увольнений, согласно которым государство выплачивает 84% заработной платы работников. Несмотря на начальные задержки, программа уже охватывает 3,6 млн сотрудников. Действительно, французы, похоже, с энтузиазмом воссоединяются со своим внутренним Жан-Батистом Кольбером, министром финансов Людовика XIV. Во время посещения фабрики по производству медицинских масок 31 марта г-н Макрон заявил, что "послезавтра не будет выглядеть так, как раньше", и что теперь крайне важно "производить больше во Франции". Даже парижская элита, стала удобной сетью, так как руководители компаний, производящих предметы роскоши, и производители автозапчастей перестраивают фабрики под потребности сферы здравоохранения.
Однако, в других отношениях также существуют недостатки такой системы. Во-первых, централизованно принимаемые решения могут быть ошибочными. Возьмем нехватку масок. Еще в 2012 году благодаря планированию стихийных бедствий Франция имела запас в 1,4 млрд. Медицинских масок. К тому времени, когда начался кризис COVID-19, этот запас сократился до 140 миллионов. Причиной стало изменение стратегии, которая оказалась ошибочной, вместо этого пришлось полагаться на контракты на быстрый импорт из Китая и других стран.
Другое - это может помешать инициативе "на местах". Например, ближе к немецкой границе, французы отстают в вопросе тестирования людей на COVID-19. Децентрализованная система здравоохранения Германии, по-видимому, помогла стимулировать быструю разработку тестов в различных лабораториях по всей стране, а также их раннее использование. "Вопрос наполеоновского подхода действительно важен", - говорит Франсуа Хейсбург, из Фонда стратегических исследований, который участвовал в планировании катастроф во Франции 15 лет назад: "В ходе испытаний мы увидели, как прекрасная централизованная система дает сбой".
Более того, централизованная администрация опирается на высокий уровень доверия, поскольку альтернативных источников полномочий немного. Однако общественное доверие также требует терпения, с которым трудно справиться в чрезвычайной ситуации. Это было ясно во время скандала с использованием хлорохина для лечения COVID-19, за который выступал Дидье Рауль, микробиолог из Марселя. Даже когда французский центральный орган здравоохранения выразил сомнение, на тротуаре возле его клиники появились длинные очереди. Оливье Веран, министр здравоохранения, первоначально придерживался протокола, объявив, что хлорохин не будет одобрен до прохождения полных клинических испытаний. Поскольку общественное нетерпение нарастало, 26 марта он решил разрешить его использование для пациентов COVID-19 при определенных обстоятельствах в любом случае.
Это отрезвляющий момент для страны с первоклассной системой здравоохранения и одной из самых высоких в мире продолжительностью жизни. Франция надеется, что карантин начнет замедлять количество поступлений в интенсивную терапию до приемлемого уровня, в то время как заказы дополнительного оборудования, включая столь необходимые вентиляторы, будут и дальше поступать. Между тем, больницы делают то, что могут. А Париж, чьи улицы пусты настолько, насколько переполнены отделения интенсивной терапии, готовится к худшему.
Также, Чехия сообщает о самом медленном ежедневном росте числа случаев коронавируса. Всего в стране с населением в 10,7 миллиона человек провели 85 тысяч тестов.
В настоящее время крупнейшим эпицентром заболевания является США – за сутки в стране заразились коронавирусной инфекцией свыше 25 тысяч человек и 1 165 умерло. Общее число заражений в стране составило 336 673.