UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нам стоит изучить. Как Баку и Ереван идут к миру

Автор: Сергей Данилов

Новость о согласовании всех пунктов мирного договора между Азербайджаном и Арменией вызвала широкий резонанс. Переговоры начались уже довольно давно, и у наблюдателей не было впечатления, что они закончатся в ближайшее время. Текст из 17 пунктов стороны не публикуют, но в экспертной среде и на медийных площадках большинство положений активно обсуждают.

Третий лишний

Азербайджанский подход к решению конфликта основывается на максимальном устранении внешних сторон от какого-либо участия в урегулировании. Собственно предыдущий успех переговоров обусловлен, как считают в Баку, исключительно их двусторонним характером. Официальный Баку небезосновательно считает, что какие-либо посредники только затянут время и главное — не позволят реализовать все возможности, которые открылись перед страной-победителем.

Читайте также: Баку обвинил Армению в обстреле азербайджанской армии, Ереван отрицает

Последние согласованные пункты договора касались принципиальных для Баку вопросов, которые для посторонних наблюдателей выглядят довольно второстепенными, символическими или несущественными. В этих пунктах речь идет о роспуске Минской группы ОБСЕ и о том, что на линии границы не будет третьих сторон. Также согласовано, что после подписания договора стороны отзовут иски в международных судах и не будут подавать новых, вместо этого все спорные вопросы будут решаться опять-таки в двустороннем формате.

Минская группа ОБСЕ в Азербайджане стала символом издевательства над здравым смыслом и примером неконструктивного вмешательства в конфликт. В процессе бесконечных обсуждений группа продуцировала «принципы», которые никак не влияли на ситуацию на земле.

На самом деле этот инструмент урегулирования конфликта фактически закончил свою работу в сентябре 2020 года, когда Азербайджан начал вторую карабахскую войну. Казалось бы, если эта структура уже не актуальна, зачем в документе настаивать на ее роспуске? Однако в Баку приложили силы, чтобы не осталось ни малейшей лазейки для внешнего влияния на процессы урегулирования двусторонних отношений.

С третьими сторонами на линии разграничения ситуация несколько сложнее. После того, как удалось вытеснить российских пограничников и «миротворцев» с линии разграничения, по инициативе Армении на азербайджанской границе разместилась гражданская мониторинговая миссия ЕС. Это большей частью бывшие военные, которые фиксировали нарушения огня и верифицировали инциденты.

Отношение к этой миссии в Баку было негативным, ее воспринимали как преимущественно французскую акцию против Азербайджана. Азербайджан и Франция находятся в состоянии холодной войны, и стороны не доверяют друг другу. Однако в Ереване, возможно, преследовали цель не столько сделать что-то досаждающее Баку, сколько обезопасить себя от кровавых инцидентов, инспирированных российской агентурой в армянских общественно-политических движениях и парамилитарной среде. Ведь достаточно свидетельств того, что у России есть такие возможности и она непосредственно руководит частью армянского политикума, медийного пространства и «активистов».

В Баку осознают эти вызовы, однако настояли на этом пункте. Во-первых, раздражение миссией было больше, чем потенциальные риски от ее отмены. Во-вторых, политика Азербайджана, по крайней мере уже с некоторых пор, не предполагает спасать премьер-министра Пашиняна от последствий обострения на границе. С берегов Каспия звучат голоса, что Пашиняну нужно брать всю ответственность на себя.

Читайте также: Отношения России и Азербайджана в том числе будут зависеть и от Трампа – эксперты

Ну, и в Азербайджане предупреждают, что готовы ответить на вооруженные инциденты. Явные, но чаще завуалированные угрозы возобновить военные действия, похоже, являются частью переговорной стратегии Азербайджана. Так же, как и напоминание о ряде других требований к Армении.

Что дальше?

Азербайджанская сторона постоянно подчеркивает, что подготовленный документ является лишь рамочной декларацией, а не полноценным мирным договором, как его воспринимают в мире и как хотят толковать его в Армении. Договор могут даже торжественно не подписать или подписать члены правительства, а не первые лица государств. Для Баку это начало процесса, для Еревана — желанное его окончание.

В Баку отмечают, что только после подписания начнется длительный процесс урегулирования отношений во многих сферах, который должен завершиться подписанием других документов. В частности упоминают материальную компенсацию за годы оккупации гражданам и государству, поиск пропавших без вести и много других проблемных вопросов.

Некоторые требования, озвученные азербайджанскими экспертами, выглядят сейчас как инструмент шантажа. Например, требование «создать условия для безопасного и достойного возвращения западных азербайджанцев на землю своих предков», исключить территориальные претензии к Азербайджану из конституции и законодательных актов, а также положить конец героизации военных преступников, прекратить программу милитаризации и вернуть (!) приобретенное в ее рамках вооружение.

Тема внесения изменений в армянскую конституцию активно обсуждалась в Азербайджане в последние месяцы, однако не нашла продолжения в тексте договора.

Примечательно, что на этой стадии урегулирования со стороны Азербайджана практически не звучит требование о Зангезурском транспортном коридоре через территорию Армении в азербайджанский эксклав Нахичевань, о котором очень много говорили в прошлом году.

На той стадии переговоров складывалось впечатление, что без приемлемого решения сообщения с Нахичеванем Азербайджан не подпишет документ. Очевидно, у Пашиняна решили, что за выгодное для Алиева решение вопроса статуса транспортной артерии можно будет добиться весомых уступок. Вместо этого Баку просто снял этот пункт с обсуждения и сейчас демонстрирует готовность развивать альтернативные маршруты, например, через Иран.

Читайте также: Правила России больше не работают. Что происходит между Баку и Москвой

Также в Баку четко артикулируют, что главный маршрут с Каспия в Турцию будет пролегать через Грузию. Армения, которая в случае полноценного урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией рассчитывала получить выгоду от транзитной торговли и региональной интеграции, кажется, переоценила потенциальную привлекательность своих предложений и географического положения.

Азербайджан старается использовать процесс переговоров с Арменией, чтобы улучшить отношения с Европейским Союзом. С началом российской агрессии Азербайджан стал привлекательным партнером для ЕС в энергетической сфере. Результатом стало оживление экономических и политических контактов с рядом европейских стран. Вместе с тем Азербайджан и Армения конкурируют за внимание ЕС.

Армения вовлечена в несколько программ ЕС, в частности по разминированию пограничных территорий, и планирует расширять сотрудничество. Азербайджан, с одной стороны, прекращает у себя деятельность агентств ООН, поскольку не нуждается в их услугах как страна-донор. С другой — довольно ревниво относится к активности ЕС в Армении. Проевропейскую ориентацию в Баку вообще воспринимают очень скептически и даже саркастически.

Зато энтузиазм у членов правительства и экспертов вызывают планы создания нового союза СШАИзраильАзербайджан, о котором начали писать в израильских медиа. Наличие таких идей, по мнению азербайджанских экспертов, является примером нового статуса государства. В случае если такую идею дальше будут обсуждать в публичном поле, это повлияет и на региональную динамику, и на отношения с Арменией. Непредсказуемая политика администрации Трампа будет порождать новые вызовы для вовлеченных стран.

Читайте также: Азербайджан не планирует разрывать отношения с РФ, но намерен дожать Путина – эксперты

Как заявил министр иностранных дел Азербайджана, есть вероятность, что документ подпишут до конца года. Это весьма оптимистичный сценарий для такого сложного конфликта. В Украине же стоит внимательно изучать поведенческие модели в этом переговорном процессе, которые могут помочь в корректировании нашей переговорной позиции.