Напряженность нарастала долгое время, и теперь вышла на первый план: на Мюнхенской конференции по безопасности проявились глубокие трещины в трансатлантических отношениях. Ответ госсекретаря США Майка Помпео на вступительную речь президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера показал, что Европа - или, по крайней мере, Берлин, а тем более Париж - еще дальше находятся от Вашингтона, чем когда-либо, пишет Матиас фон Хейн в своей колонке для DW.
Общий враг?
Делегация США приложила все усилия, чтобы сократить разрыв между двумя сторонами, но ее подход явно расходился с администрацией президента Дональда Трампа. Тем не менее, Конгресс США и правительство договариваются о том, что Китай - новый враг. Автор надеется, что перед лицом этой угрозы европейцы и американцы снова найдут общий язык.
Практически не было встреч, панелей или выступлений, на которых США не рассматривали вопрос о предстоящем развертывании технологии 5G с неоднократными предупреждениями об участии китайской телекоммуникационной компании Huawei.
Одно можно сказать наверняка: не будет возврата к периоду расцвета тесных трансатлантических связей. Многие говорят о том, что Европа станет суверенной, стратегической, политической силой. Есть требования к Германии вновь выучить язык власти, который, уже освоил президент Франции Эммануэль Макрон.
Поддержка европейской "независимости"
Что касается будущих трансатлантических отношений, появились три позиции. Во-первых, французское видение европейской независимости. Во-вторых, преобладающая позиция, особенно в Восточной Европе, о том, что нужно быть тесно связанным с Вашингтоном, несмотря ни на что. И в-третьих, нерешительность Германии между этими позициями. Тем не менее, можно с некоторой уверенностью предсказать, что если Дональд Трамп выиграет выборы президента США в ноябре, французское видение получит мощный удар по рукам - в том числе из Берлина.
Макрон дает толчок дебатам в ЕС
Основным событием Мюнхенской конференции по безопасности, возможно, стало появление президента Франции Эммануэля Макрона. Президент Франции внес невероятный динамизм в европейские дебаты. Он борется за европейскую независимость. Он хочет общей внешней и оборонной политики. И если это не сработает для всех 27 оставшихся членов ЕС после Brexit, то Париж с удовольствием займется с теми, кто поддерживает идею, неоднократно высказанную на конференции: создать Европу, способную действовать перед лицом "соперничества великих держав".
Макрон пришел к мнению, что одних амбиций недостаточно в этом новом мире. Нужны навыки. Реакция на этот вывод Макрона от немецкой делегации была в целом одобрительной - но еще неизвестно, отражено ли это одобрение в действии, резюмирует автор.