UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир столкнулся с всплеском распространения ядерного оружия — The Economist

Если ядерное оружие не исчезнет, ​​а угрозы безопасности будут расти, некоторые государства не смогут противостоять искушению начать собственную ядерную программу.

Тридцать одна страна, от Бразилии до Швеции, в то или иное время «флиртовала» с ядерным оружием. Семнадцать стран начинали официальную ядерную программу. Сегодня девять государств имеют ядерное оружие. Похоже, что длительные попытки остановить распространение самого смертоносного оружия в мире станет еще труднее реализовать, пишет журнал The Economist.

За последние 20 лет большинство стран с ядерными амбициями были «относительно небольшой геополитической угрозой», как Ливия и Сирия. В следующее десятилетие угроза, вероятно, будет включать экономических и дипломатических тяжеловесов, амбиции которых было бы труднее сдержать. Быстрый рост регионального доминирования Китая и увеличение ядерного арсенала Северной Кореи сильно тревожат Южную Корею и Японию. Воинственность Ирана и его ядерная программа нависают над Саудовской Аравией и Турцией. Распространение ядерного оружия в мире нельзя назвать цепной реакцией, но оно «заразное». Как только ограничительные механизмы начнут ослабевать, все может быстро выйти из строя.

Динамика ситуации с ядерным оружием в мире пока неутешительна. Контроль над вооружениями между Америкой и Россией все еще остается под вопросом, даже несмотря на то, что президенты Джо Байден и Владимир Путин договорились о продлении срока действия последнего пакта на пять лет. Это хорошо, но перспективы дальнейшего развития неясны. Китай, Индия, Северная Корея и Пакистан расширяют и модернизируют свои ядерные силы. Наблюдается мрачный прогресс в направлении глобального разоружения, и до конечной цели Договора о нераспространении оружия остается еще слишком долгий путь.

Если ядерное оружие не исчезнет, ​​а угрозы безопасности будут расти, некоторые государства не смогут противостоять искушению начать собственную ядерную программу. В течение десятилетий Америка держала «ядерных претендентов» в очереди, угрожая снять гарантии безопасности с некоторых друзей, таких как Тайвань, а также используя санкции и военную силу для предотвращения врагов, таких как Ирак. Однако мощность американского влияния сегодня слабеет. Бурный срок президентства Дональда Трампа посеял сомнения относительно намерений Америки защищать своих союзников. И, скорее всего, эти сомнения останутся, даже несмотря на то, что Джо Байден стремится восстановить ортодоксальную внешнюю политику США.

Можно рассмотреть ядерный зонтик, который Америка распространяет на союзников Азии. Она означает обещание, что в случае удара Северной Кореи или Китая по Сеулу или Токио Америка отомстит Пхеньяну или Пекину. В течение десятилетий Америка могла выглядеть уверенно, зная, что ее собственные города находятся вне зоны действия северокорейских ракет, но сейчас все изменилось. Американский удар по Пхеньяну грозит соответствующим ударом по Сан-Франциско. Это может привести к тому, что Байден не захочет действовать - расчет, который может побудить лидера Северной Кореи Ким Чен Ына напасть на Сеул. Неудивительно, что, особенно во время кризиса, большинство жителей Южной Кореи заявляют, что хотели бы вернуть американское тактическое ядерное оружие, изъятое у них в 1991 году, или, если это не удастся, создать собственную ядерную бомбу.

В таких демократиях, как Южная Корея, Япония и Тайвань, ядерные амбиции тормозятся политической реальностью. Ближний Восток отличается. Соглашение, ограничивающее ядерную программу Ирана, сейчас разрушается. Даже если Байден возродит его, многие положения соглашения заканчиваются через десять лет. Если в любое время Иран будет выглядеть так, будто планирует перейти к масштабному увеличению ядерной мощи, Саудовская Аравия не захочет отставать. Саудовский принц Мухаммед бин Салман имеет амбициозные планы в отношении ядерных технологий. Турция также вполне может следовать собственным ядерным амбициям.

Если глобальный ядерный порядок начнет разрушаться, остановить это будет почти невозможно. Отсюда вырастает важность действий уже сегодня. Америка, Китай, Европа и Россия разделяют заинтересованность в остановке распространения ядерного оружия. России невыгодно, чтобы Иран расширял ядерные мощности, так же этого не хочет и Америка. Перспектива ядерно-вооруженной Японии была бы одним из худших кошмаров Китая.

Сдерживание распространения ядерного оружия следует начинать с основ. Америка и Россия до сих пор имеют 90% мировых ядерных боеголовок, поэтому любые действия начинаются с них. Теперь, когда договор о контроле над ядерными вооружениями будет продлен, Россия и США должны начать работу над новым договором, который включал бы другое оружие, такое как гиперзвуковые планеры и боеголовки с меньшей производительностью, которых у России много. Также следует обсудить более радикальные идеи. Америка эксплуатирует триаду ядерных сил: на суше, подводные лодки в море и бомбардировщики в воздухе. Исключение наземных ракет продемонстрировало бы настоящий прогресс в направлении разоружения.

Контроль над вооружениями между Америкой и Россией может убедить Китай в том, что его имеющийся арсенал может пережить атаку, что поможет избежать дестабилизирующего всплеска в китайской программе вооружения. Китайская сдержанность, в свою очередь, успокоила бы Индию и Пакистан.

Важнейшая роль Америки в успокоении нервов в отношении Северной Кореи и Ирана остается ее ценностью как союзника, и в этом случае Байден уже пообещал восстановить связи. Даже если одного срока президентства Байдена окажется недостаточно для полного восстановления доверия, он должен начать с укрепления ядерного зонтика Америки над Японией и Южной Кореей. Сюда входит роль американских войск на местах, которые служат не только линией обороны, но являются гарантией безопасности для союзников и предостережением для врагов.

Остановка распространения ядерного оружия также требует активного наблюдения. Конечно, спецслужбы сосредоточились на знакомой «галерее агрессивно настроенных стран», таких как Иран. Но спектр наблюдения спецслужб должен расшириться, включая раннее предупреждение об изменениях в ядерной технологии, общественное мнение и политические намерения в таких местах, как Южная Корея или Турция. Международное агентство по атомной энергии выполняет работу мониторинга гражданских ядерных объектов и контроля над ядерной программой Ирана с помощью сильного режима инспекций. Однако агентство недофинансировано, и ему нужно успевать за технологическим изменениями.

В мире сейчас много разных проблем, но нельзя преуменьшать и опасности распространения ядерного оружия. Современная ядерная дипломатия может демонстрировать иллюзию контроля, но это ничто по сравнению со смертельной нестабильностью, которая возникает каждый раз, когда региональные соперники с ядерным оружием сталкиваются в конфликте, поэтому не стоит тратить время.

Читайте также: В Белом доме сообщили, что Байден в разговоре с Путиным "не сдержался"

Во время своего первого телефонного разговора президенты США и России Джо Байден и Владимир Путин фактически договорились о том, что будет продлено действие Договора о стратегических наступательных вооружениях

Белый дом предлагает Кремлю продлить действие Договора о стратегических наступательных вооружениях на следующие пять лет. В рамках этого соглашения будет ограничено количество ядерного оружия для США и России. Страны смогут владеть стратегическими носителями и ядерными боеголовками, количество которых не превышает 700 1 550 соответственно.

Россия была готова к продлению этого договора еще в 2019 году, однако тогдашняя администрация в США во главе с Дональдом Трампом выступила против этого.