Редко когда церемониальные выборы президента Италии вызывали такой интерес, как те, которые начинаются 24 января в Риме. Коллегии выборщиков, состоящей из 1009 парламентариев и региональных делегатов, поручено выбрать следующего главу государства, и до тех пор, пока эта работа не будет выполнена, коллегия будет проводить ежедневные голосования, сообщает The Economist.
Одной из причин интереса является всегда противоречивый Сильвио Берлускони. Бывший премьер-министр был одним из тех, кто явно стремился стать президентом. Но 22 января он отказался от своих амбиций. Близкие соратники ранее признали, что Берлускони не смог заручиться поддержкой, в которой он нуждался, несмотря на поддержку со стороны правых партий.
Второй причиной интереса является вероятность того, что выбор теперь падет на Марио Драги, нынешнего премьер-министра. Под руководством Драги прошло почти 12 месяцами необычайного спокойствия и единства в итальянской политике (в его коалиционное правительство входят все основные партии, кроме одной).
Италия является крупнейшим бенефициаром средств ЕС на восстановление после пандемии. Италии достанется более 200 миллиардов евро (227 миллиардов долларов) из общей суммы в 750 миллиардов евро, и есть надежда, что их можно будет потратить таким образом, чтобы стимулировать экономический рост Италии. На протяжении более двух десятилетий удручающие показатели страны тормозили экономический рост всего ЕС.
Правительство Драги хорошо начало реализацию реформ и инвестиций, необходимых для продуктивного освоения денежных средств. Но его едва скрываемое желание покинуть резиденцию премьер-министра, дворец Киджи, ради более величественного Квиринальского дворца ставит Драги под угрозу. Если он будет избран, трудно будет найти преемника, способного удержать нынешнюю идеологически разнородную коалицию. Если этого не произойдет, его положение ухудшится, поскольку ему станет труднее продолжать исполнять тот же трюк по удержанию коалиции.
Высказывались опасения, что повышение Драги может привести к досрочным выборам. Хотя это и не невозможно, это выглядит маловероятным. В соответствии с законом, принятым в 2012 году, если действующий парламент будет распущен до 24 сентября, его члены потеряют пенсионные права, накопленные ими с момента его созыва в 2018 году, и будут вынуждены попрощаться с оплатами в размере около 50 000 евро на человека. Таким образом, более вероятным сценарием является то, что будет сформировано правительство-преемник Драги, которое будет ковылять, прежде чем рухнет в какой-то момент не слишком далеко от естественного окончания парламентского срока в марте 2023 года.
Опасность здесь заключается в том, что правительство после Драги мало что сделает. Предполагая, что замена будет найдена, но новый премьер-министр вряд ли получат поддержку, подобную той, которой в настоящее время пользуется Драги. Поскольку политические партии, которые в настоящее время поддерживают его, захотят начать готовиться к следующим выборам, разорвав свои договоренности. Тем не менее работа над реформами еще впереди, и, если она остановится, поток средств из Брюсселя тоже может застопориться. Средства на восстановление после COVID-19 распределяются траншами, при этом будущие транши зависят от продолжения реализации согласованной программы.
Тем временем, станет ли Драги действительно главой государства, будет зависеть от нескольких переменных. Президентские выборы в Италии, как известно, непредсказуемы — они изобилуют тайными сделками и головокружительными неудачами. Действующий президент Серджио Маттарелла был избран в 2015 году с 665 голосами в четвертом туре голосования после того, как получил всего четыре голоса в предыдущем. А поскольку голосование является тайным, члены партии часто игнорируют указания своих лидеров.
Covid-19 создал еще один уровень неопределенности. Правила требуют большинства в две трети для победы в первых трех раундах и простого большинства после этого. Победа рассчитывается не как доля поданных голосов, а как доля от общего числа избирателей. Таким образом, любое отсутствие представителей усложнит победу кому-либо. За последние дни более 30 членов коллегии выборщиков дали положительный результат на COVID-19. 21 января правительство поспешило принять меры, позволяющие им выйти из изоляции и проголосовать, вероятно, на специально созданном въездном избирательном участке возле парламента.
Самым большим препятствием для Драги является наследие предвыборной заявки Берлускони. Берлускони уговорил своих союзников, Джорджию Мелони из ультраправых "Братьев Италии" и Маттео Сальвини из популистской "Лиги Севера", публично поддержать его. Таким образом, Берлускони стал лидером правых, а Драги, по умолчанию, левых. Из-за этого союзникам Берлускони сейчас сложнее перейти на сторону премьер-министра. Однако ни левые, ни правые не имеют явного большинства в коллегии выборщиков, в которой хватает независимых делегатов. Роберто Д’Алимонте, преподающий политологию в университете Луиса в Риме, дает левым крошечное преимущество — 463 против 452, оставляя 94 делегата без явной лояльности к одному из кандидатов.
Голоса Лиги особенно важны, тем более, что у некоторых в левоцентристской Демократической партии и у многих в широко прогрессивном Движении пяти звезд есть сомнения относительно того, что премьер-министр станет президентом. Тем не менее Сальвини, как и Берлускони, публично заявил, что Драги должен оставаться в правительстве. Чтобы поддержать восхождение Драги на пост президента сейчас, лидеру Лиги может потребоваться разворот, который трудно будет оправдать. Если только действующий президент Серджио Маттерелла сам не развернется и не согласится остаться до следующих выборов. Сейчас трудно понять, как это голосование может закончиться хорошо для Италии.
Ранее сообщалось о том, что новым президентом Европарламента стала Роберта Мецола. Вторую половину каденции этого института будет возглавлять депутат от группы европейских народников, представительница Мальты Роберта Мецола.