Президент Кыргызстана Садыр Жапаров во вторник, 2 апреля, подписал закон, усиливающий государственный контроль над неправительственными организациями (НПО), финансируемыми из-за границы. Правозащитники раскритиковали этот закон как ограничительный, сообщает Reuters.
Новое законодательство Кыргызстана использует положения и формулировки, подобные российскому закону об "иностранных агентах" 2012 года, вводит дополнительные обязательства по отчетности для НПО с иностранным финансированием, занимающимися "политической" деятельностью. Оно также предоставляет властям страны больше полномочий по надзору и предусматривает наказание в случае невыполнения требований.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе еще в феврале предупреждала, что принятие законопроекта "будет иметь негативное влияние на гражданское общество, правозащитников и средства массовой информации в Кыргызстане".
В заявлении офиса Жапарова говорится, что закон призван сделать работу НПО более прозрачной.
Его принятие следует за тем, что западные правительства назвали притеснениями независимых СМИ в стране, тесно связанной с Москвой и на территории которой расположена российская военно-воздушная база.
Первый закон об "иноагентах" в России приняли в 2012 году. Сначала реестр расширялся медленно, но со временем притеснения усилились. Сейчас российский режим может объявить "иноагентом" любого, кто находится под "иностранным влиянием", ведь в законе определение прописано расплывчато.