Обстрел электростанции – Запорожской и, пожалуй, еще одной – нужен для того, чтобы запугать, взять контроль над источником энергии и отключить электроэнергию, а не спровоцировать экологическую катастрофу. Россияне сами боятся, что может произойти, если постсоветская АЭС будет уничтожена и станет угрозой для Европы.
Об этом в интервью для Krytyka Polityczna сказал эксперт по ядерной энергетике Томаш Яцковский из Национального центра ядерных исследований. По его словам, то, что в Польше после пожара на Запорожской АЭС люди начали массово скупать раствор люголя, что не имеет никакого смысла. По словам эксперта, пока нет никаких причин запасаться этим препаратом или тем более употреблять его. Он пояснил, что препарат используют для защиты щитовидной железы от воздействия радиоактивного изотопа йода. Однако в Польше после катастрофы на Чернобыльской АЭС больше всего проблем возникло как раз из-за чрезмерного употребления раствора йода. Часто бывало, что, например, бабушка отбирала вещество у всей семьи, чтобы ребенок в семье получил в несколько раз большую дозу, чем нужно. В результате возникали проблемы со щитовидной железой.
Вместе с тем Яцковский признал, что пожар на Запорожской АЭС его обеспокоил. Потому что это «вопрос не технических проблем, а безумного решения с целью сознательно запугать людей».
«Прежде всего, запугать самих украинцев, что им отключат электроэнергию. Правда, там сейчас работает только один из шести энергоблоков. Но россияне атакуют еще одну Южноукраинскую АЭС, расположенную в Николаевской области, и угрожают таким образом отключить ток, как в Мариуполе. Но теперь по всей стране. Учитывая текущие температуры и погодные, это спровоцировало бы страшную гуманитарную катастрофу в Украине. Это, конечно, не военная операция, а целенаправленное уничтожение и терроризация общества», - сказал польский эксперт.
На вопрос журналистов, можно ли энергоблок выключить, Яцковский ответил, что это не так-то легко. Потому что в реакторе типа ВВЭР нужно поддерживать охлаждение, чтобы активная зона не расплавилась.
«Топливо в атомной электростанции выделяет тепло не только в процессе производства электроэнергии, но и после отключения энергетических мощностей. Продукты распада разлагаются, выделяя так называемое остаточное тепло, которое нужно рассеять. Для этого и предназначены аварийные системы охлаждения и питания», – пояснил он.
Он напомнил, что на японской АЭС Фукусима цунами уничтожило системы поставки воды для охлаждения, а также аварийного питания. А компания Tepco, которой принадлежала станция, допустила ошибку, когда решила не использовать для охлаждения морскую воду. Потому что не поняла, сколь сильно повреждены энергоблоки. В конце концов после аварии в Японии все электростанции в мире проверили на сейсмическую устойчивость, а также исправность их систем аварийного питания и охлаждения.
Может ли что-нибудь подобное произойти в Украине, но не по вине землетрясения, а из-за действий российской армии?
«Я так не думаю. Потому что обстрел электростанции - Запорожской и, возможно, еще одной - ставит своей целью вызвать страх, взять под контроль источник энергии и отключить питание, а не спровоцировать экологическую катастрофу. Поэтому россияне не оставили энергоблоки без обслуживания, хотя, как мы знаем, персоналу приходится работать под дулами автоматов. Они сами боятся того, что может произойти, если сами россияне уничтожат постсоветскую АЭС. И какой угрозой она стала бы для Европы. Здесь нужно подчеркнуть, что речь не идет о чернобыльском сценарии. Потому что технически это энергоблоки совсем другого типа», – сказал польский эксперт.
Яцковский убежден, что даже в условиях войны авария на реакторах типа ВВЭР невозможна, потому что их конструкция полностью отличается от реакторов РБМК, которые были использованы в Чернобыле. По его словам, это были военные реакторы, мощность которых была увеличена в 10 или 15 раз. Такие энергоблоки работали на станциях в России и Литве. И за пределами СССР таких систем больше нигде в мире нет. Литва приостановила свои РБМК на этапе вступления в ЕС. Украина тоже остановила все энергоблоки Чернобыльской АЭС. Яцковский тоже не верит, что в украинских реакторах можно спровоцировать взрыв.
«Но можно совершить грязные бомбы, то есть загрязнить местность с помощью обычного взрыва, который приведет к выбросу в атмосферу радиоактивных материалов. Но это уже вне того, что можно представить. Потому что Россия всегда хорошо сотрудничала с МАГАТЭ, а ее реакторы высоко ценят в мире», - сказал Яцковский.
В то же время, он признал, что Россия нарушила все конвенции. Она применила кассетные и вакуумные бомбы и угрожает применить свой стратегический ядерный арсенал. А власти СССР когда-то умышленно устроили крушение ради эксперимента. В 1950-х годах свалку ядерных отходов вблизи Челябинска взорвали. Целью было проверить, как зараженная территория будет функционировать. Она до сих пор остается закрытой зоной. Это так называемая Кыштымская катастрофа. Сейчас Россия оккупировала территорию вокруг Чернобыльской АЭС.
«Но тяжело мне поверить, что она попытается повторить такой эксперимент в саркофаге, который построило международное сообщество. Но, похоже, Запорожскую АЭС заняли преднамеренно так, чтобы не повредить», – считает Яцковский.