UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кремль ищет исполнителей: почему Додик так нужен Путину

Автор: Владимир Цыбульник

Бывший президент Республики Сербской (РС) не может успокоиться и принять решение Суда БиГ и Центральной избирательной комиссии, лишивших его президентства.

Он мечется от угроз вывести РС из БиГ до клятв о преданности Дейтонским мирным соглашениям (ДМС), гарантирующим ее целостность, мир и безопасность Западным Балканам. От стенаний по поводу вынужденного десятилетнего ухода из политики (о чем он сам заявил) до попытки провести в энтитете референдум о доверии к себе как президенту. Идея хороша, даже демократична, однако есть одно «но» — такой референдум незаконен и антиконституционен.

Додик, опытный политик, конечно же видит все риски своей игры против Конституции БиГ и ДМС, а шире — международного права и международного сообщества. Потому и надеется на поддержку drugara Путина, тоже не заинтересованного в мире и стабильности на Западных Балканах.

Читайте также: Кто рискнет арестовать Додика?

Перед бывшим президентом РС встал вопрос — как себя спасать, какой сотворить план? Да, референдум — это неплохой вариант, но недостаточный и спорный. И потому еще необходимо убрать Высокого представителя и закрыть его Офис (ОВП), не продлевать мандат европейских сил EUFOR — план что надо. Но силенок у Додика маловато для слома Дейтонской системы, Конституционного устройства БиГ, чтобы создать угрозу целостности страны, миру и стабильности в БиГ. Что отвечает и российским интересам.

И в сентябре Додик вновь осчастливил своим приездом Москву, где был не так давно — лишь в мае. Додик опередил по количеству визитов в Россию и встреч с ее правителем Александара Вучича, Роберта Фицо, Виктора Орбана. В основе этого — взаимная заинтересованность и взаимозависимость Банья Луки и Москвы. Московскому режиму, несмотря на страшилки о российской «суперсиле», не хватает ныне ни сил, ни возможности самостоятельно и системно дестабилизировать БиГ, нужны местные исполнители. А Додику и Ко самостоятельно крайне трудно реализовать свой план без кремлевского поддержки. Вот он и проводит постоянные консультации с различными московскими чинами — от Путина до Шойгу.

Нынешняя его поездка в Москву (9–10 сентября) стала ничем иным, как согласованием планов по дестабилизации ситуации в БиГ. Додик остался доволен: его называли «легитимный господин президент». Он встретился с двумя Сергеями — Лавровым и Шойгу, Юрием Ушаковым. Они были согласны с тем, что: Додик легитимен, а Кристиан Шмидт — нет; EUFOR «оккупирует» страну; только Додик, ну и Москва, защищают принципы Дейтона.

Читайте также: Президент Республики Сербской Додик заявил о выходе из Боснии и Герцеговины

В общем, план, кажется, впечатляет. Однако действительность иная и не соотносится с планом. И вот почему.

Референдум как оружие. Мы уже упомянули, что объявленный 25 августа Скупштиной РС референдум незаконен и антиконституционен, что уже видно из формулировки вопроса — «Признаете ли вы решение неизбранного иностранца Кристиана Шмидта (имеется в виду Верховный представитель. — В.Ц.) и вердикты неконституционного Суда Боснии и Герцеговины, вынесенные против президента РС, а также решение ЦИК об отмене мандата президента РС Милорада Додика?» Выделенные мной слова демонстрируют манипулятивность и провокационность референдума. А оскорбительно-хамская формулировка наталкивает на мысль, что его соавторы — московские специалисты, пообещавшие поддержку его проведению.

Референдум нелегитимен, поскольку Конституция БиГ не дает энтитетам возможности отменять решения центральных государственных органов БиГ, что и подтвердил Суд БиГ. Поэтому упомянутый «референдум» целесообразно рассматривать как юридически необязательный опрос общественного мнения, результаты которого не дают оснований сохранить за Додиком пост президента РС. А вот полномочия Высокого представителя позволяют отменить референдум. Выборы же нового президента ЦИК БиГ назначил на 23 ноября.

Но Додик и здесь верен себе. Заявив несколько раз, что уходит из политики на 10 лет, он назначает референдум, который должен оставить его в политике и дать ему возможность провести еще один антиконституционный референдум — о выходе РС из БиГ. Бывшему президенту Республики Сербской не стоит забывать, что за послевоенное время в РС предпринималось более 50 попыток провести референдумы, которые так и остались на вербальном уровне. В том числе благодаря применению Верховными представителями своих полномочий.

Читайте также: Лидер боснийских сербов Додик раскланивается перед Путиным – Politico

Закрыть ОВП. Несмотря на наказание за неуважение к Высокому представителю и игнорирование его решений, бывший президент Додик, подталкиваемый российскими «друзьями», возобновил нападки на Шмидта. Как только Додик и российские дипломаты ни называют Шмидта — «самозванец», «нелегал», «разрушитель Дейтона» и т.д., которого во имя «защиты» ДМС надо убрать, а ОВП — ликвидировать и разрушить Дейтонскую систему.

Поэтому Додик сотоварищи используют любые возможности для достижения этой цели, в том числе манипулируя фактами и обвиняя действующего Высокого представителя в том, что он, якобы, назначен с нарушением процедуры, а именно без решения СБ ООН.

Однако Высокого представителя назначает Совет по имплементации мирного договора. Это подтверждает практика таких назначений, основанная на резолюциях СБ ООН, начиная с Резолюции 1031 от 15 декабря 1995 года о создании такого института. Так и произошло 21 мая 2021 года, когда Совет назначил Шмидта, а его предшественник Валентин Инцко проинформировал Генерального секретаря ООН. Отсутствие прямой ссылки на назначение Высокого представителя в резолюциях СБ ООН по ситуации в БиГ не является прецедентом: в декабре 2005-го Совет назначил Кристиана Шварц-Шиллинга Высоким представителем, о чем не упоминается в последующих резолюциях СБ ООН. И никто не разыгрывал спектакль вокруг этого события. Даже Додик, ставший в декабре 2006 года премьером РС.

С просьбой к московским покровителям помочь в ликвидации ОВП вышла неудача: российский МИД вдруг вспомнил, что РФ является одним из гарантов ДМС и потому нарушать их не будет. Сразу вспоминается Будапештский меморандум, показавший, чего стоят московские «гарантии».

Читайте также: Как в ЕС собираются ставить друга Путина на место

Долой EUFOR. Существует опасность, что мандат EUFOR не будет продлен. 31 октября на заседании СБ ООН будет обсуждаться очередной ежегодный доклад Высокого представителя о ситуации в БиГ и вопрос о продлении мандата европейских сил безопасности. Подчеркнем — ежегодный, хотя Додик и Лавров представляют это как исключительно желание Москвы помочь Банья Луке, некое неординарное событие.

И, естественно, по итогам доклада Шмидта будет принято решение о судьбе EUFOR. Вполне вероятно, что Россия, председательствующая в СБ, заблокирует вопрос о продлении мандата, а значит и финансирования, что сделает невозможным продолжение функций европейских сил быстрого реагирования в БиГ и ликвидирует мощный защитный механизм стабильности БиГ.

Но не все так плохо. EUFOR состоит из подразделений стран-членов НАТО, штаб-квартира которого в Сараево расположена на базе Бутмир, в 100 метрах от штаб-квартиры EUFOR. Поэтому, вполне вероятно, что вместо европейской операции Althea (в переводе — исцелять), начнется осуществление другой операции, уже сил НАТО, под каким-то иным смыслово-романтическим названием.

Однако такое развитие событий — база Альянса в БиГ — пугает многих. Россию — так как она потеряет влияние на БиГ, в том числе и РС, где ныне расположен десяток локальных центров европейских сил, которые «по наследству» перейдут к натовцам. Сербию — потому что она будет иметь базы НАТО в соседней стране и таким образом окончательно окажется в кольце Альянса. Додика и его союзников, боящихся НАТО, также как и Москва, — поскольку игры в сепаратизм военным не нравятся.

Читайте также: Сядет в тюрьму или взбаламутит Балканы? Что ждет друга России

Таким образом, план простого гражданина Додика и кремлевских стратегов хорош для пресс-конференций и интервью. Реальность же намного сложнее и не оставляет возможностей для фантазий уходящих политиков. Борьба же за сохранение БиГ, ее конституционного строя ныне зависит не только от решительности Высокого представителя Шмидта, но и позиции членов СБ ООН. Главное не утопить острую проблему в бесплодных дискуссиях, как это нередко бывает в ООН.

И да, Дейтонские мирные соглашения требуют глубокой редакции с учетом вызовов БиГ. Сегодняшняя редакция важнейшего документа, неточности и недоговорки создают все больше проблем для страны.