UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конфликт Запада с Китаем может перерасти в очередную «холодную войну» — The Guardian

Однако новая «холодная война» не поможет странам объединиться в борьбе против общих глобальных проблем.

Трудно указать конкретную дату, но в какой-то момент мировоззрение Китая принципиально изменилось. Доктрина "мирного подъема" или "мирного развития", связанная с китайским лидером Ху Цзиньтао превратилась в противоположное политическое направление. На ее место пришла более упорная и враждебная международная политика нового китайского президента Си Цзиньпина, пишет The Guardian.

Менее чем за десять лет Си Цзиньпин смог сильно расширить личную власть в стране. Сначала он был сосредоточен на внутренней экономической реформе, социальном контроле, цензуре в Интернете и борьбе с коррупцией, что также помогло закончить карьеру его потенциальных партийных соперников. В 2018 году Си Цзиньпин стал фактически постоянным президентом Китая. Нынешняя агрессивная политика Пекина в значительной степени стала отражением политических взглядов Си Цзиньпина.

Однако, мир также менялся. В 2017 году Дональд Трамп стал президентом США и отношения Пекина и Вашингтона быстро ухудшились. Трамп обвинил Китай в экономических проблемах Америки и в пандемии коронавируса. Инвестиционная инициатива Китая "Один пояс, один путь" рассматривалась как угроза глобальному лидерству США. Трамп объявил Китай «стратегическим конкурентом».

Столкнувшись с резкой западной критикой, пошлинами и санкциями, а также убедив Коммунистическую партию в том, что Америка переживает упадок, Си Цзиньпин решил «начать международное наступление». По мнению китайских властей, «Пекин поднялся и теперь готов показать свой боевой дух» на международной арене.

Это более широкий контекст, в котором следует рассматривать спор на прошлой неделе относительно санкций, введенных против китайских чиновников Великобританией, ЕС, США и Канадой. Неожиданно враждебная реакция Пекина, который также ответил санкциями, стала новым сообщением для Запада.

Санкции Запада против Китая стали следствием агрессивной политики Пекина из-за подавления демократических прав Гонконга, игнорирования норм международного права в спорных водах Южно-Китайского моря, непрерывного запугивания Тайваня и нарушения прав уйгуров.

Китай - в таком относительно новом, «экспансивном воплощении», которое сформировал и контролирует Си Цзиньпин, перерос в огромный международный вызов. Китайский лидер чувствует себя свободно и считает, что может делать то, что хочет. Поведение его правительства грозит глобальному порядку, основанном на правилах, а также безопасности, суверенитету и демократическим ценностям западных стран.

Какой должна быть реакция демократического Запада на поведение Пекина? Для Британии это особенно неудобный вопрос. Спор на прошлой неделе о санкциях может означать конец попыток британского премьер-министра Бориса Джонсона построить широкие деловые отношения с Китаем после Brexit. В частности, больше всего Британию беспокоит вопрос Гонконга. С одной стороны, страна должна наказать Пекин за нарушение демократических прав, а с другой, Великобритания также стремится заключить торговое соглашение с Китаем.

Китай понимает, что Западу будет выгодно продолжать торговое сотрудничество и использует это, как рычаг воздействия. Пекин осуждает вмешательство в его "внутренние дела", отрицая все обвинения в нарушении прав человека.

Страны ЕС, в частности Германия, которая активно сотрудничает с Китаем в торговом плане, столкнулись с дилеммой. Как и Великобритания, Европа и США требуют мирных, рабочих отношений с Китаем. Но каждое демократическое государство в отдельности не сможет сдержать амбиции Си Цзиньпина.

Как отметил на прошлой неделе президент США Джо Байден, пригласив Китай на виртуальный климатический саммит, существует также насущная общая глобальная программа проблем, которая включает пандемию, голод и распространение ядерного оружия. Такие вопросы могут быть эффективно решены только с помощью международного сотрудничества, которое должно включать участие Китая.

Новая холодная война обещает большие споры и раскол, что не поможет странам объединиться в борьбе против общих глобальных проблем. К тому же, подобное противостояние трудно контролировать, а эскалация экономических и информационных войн может быть опасной. События прошлой недели свидетельствуют о том, что политическая система Китая готова бросать вызов Западу.

Демократическим странам Запада становится трудно контролировать деятельность других государств. Сотрудничество, конкуренция и, только «четко рассчитанное» противостояние, если его нельзя избежать - это единственная политика, которая может стать эффективной для единого фронта демократий. Вероятно, только такая демократическая политика поможет изменить авторитарный путь Си Цзиньпина. Оправданный гнев из-за агрессивного поведения Китая не должен затмевать спокойный и умеренный анализ дальнейшей долгосрочной политики Запада в отношении Пекина, ведь преобразование конкуренции в новую холодную войну может оказаться более опасным, чем кажется, резюмирует издание.

Читайте также: Китай ввел санкции против официальных лиц США и Канады

США, ЕС, Великобритания и Канада объявили о введении санкций против чиновников Китая, из-за нарушения прав человека.
«Мы вместе с Британией, Канадой и ЕС совместно выступаем за привлечение к ответственности тех, кто нарушает права человека», - заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.

Государственный департамент США считает притеснение прав уйгуров геноцидом.