Администрация американского президента Джо Байдена подчеркнула возвращение США к международному климатическому лидерству амбициозными планами уменьшить выбросы парниковых газов вдвое к 2030 году. Но одновременно климатический саммит Байдена также вернул старые линии разрывов между США и Европой, пишет Financial Times.
Новые климатические цели поставили США наравне с ЕС, который на этой неделе закрепил условия закона, обязывающего блок уменьшить вредные выбросы минимум на 55 процентов в течение десятилетия в соответствии с уровнем 1990 года. Цель США ориентируется на уровень выбросов в 2005 году.
Несмотря на то, что в Европе приветствуют возвращение Америки в борьбу с изменением климата, это маскирует разные подходы между двумя экономическими центрами.
«Американцы имеют стратегию, основанную на разработке новых технологий. Мы же идем дальше, потому что также смотрим на наш образ жизни», - сказала министр охраны окружающей среды Франции Барбара Помпилий.
Представители ЕС также указывают на то, что, по их мнению, является пробелами в стратегии США, которая в значительной степени опирается на новые экологические технологии, инновации и инвестиции частного сектора, чтобы радикально уменьшить выбросы.
«Я действительно оптимистично настроен и верю в нашу изобретательность», - заявил ответственный президента США по климатической политике Джон Керри после первого дня климатического саммита, в котором приняли участие лидеры 40 стран, включая китайского президента Си Цзиньпина.
Керри рассчитывает, что США смогут даже перевыполнить свою цель по уменьшению количества вредных выбросов к 2030 году благодаря новым технологическим достижениям.
Представители ЕС признают, что США могут мобилизовать гораздо больше инвестиций в зеленые технологии по сравнению с европейским блоком из 27 стран, где расходы все еще определяются на национальном уровне.
Но «техно-оптимизм» США существенно контрастирует с многосторонним подходом ЕС, который включает сочетание регуляторной мощности и инвестиций в энергетические инновации, а также усовершенствованную систему ценообразования на углерод, чтобы стимулировать потребительские изменения, необходимые для резкого сокращения выбросов.
ЕС использовал года президентства Дональда Трампа в США, чтобы утвердить себя как главная в мире «климатическая сверхдержава». Брюссельский закон о климате закрепляет свою обязательную цель - нулевые выбросы до 2050 года.
В ближайшие месяцы Брюссель разработает «зеленое законодательство», которое поможет регулировать процесс достижения нулевого уровня выбросов. Законы коснутся практически всех сфер, от уменьшения уровня автомобильных выбросов, до реконструкции зданий в соответствии с возобновляемыми источниками энергии.
Президент Римского клуба Сандрин Дикссон-Деклев говорит, что климатическая стратегия ЕС является «системным подходом», который пытается охватить почти все сектора экономики.
«США всегда руководствовался рынком - и не только во времена администрации Байдена. Они теряют фокус, не сосредотачиваясь на переходе экономики за пределы использования технологических рычагов», - считает Сандрин Дикссон-Деклев.
Американские политические аналитики сходятся во мнении, что Америка все еще «пытается догнать» климатическую политику, даже если представители администрации Байдена настаивают на том, что широкие технологические достижения гарантируют «компенсацию утраченного времени за годы президентства Трампа».
«Ключевое отличие заключается в том, что многие европейские страны приняли климатическое законодательство, и это придает им гораздо больше полномочий разрабатывать и реализовывать политику, отвечающую их международным обязательствам. США не имеют такого всеобъемлющего законодательства, и поэтому применяли механизм с ограниченными полномочиями», - говорит бывший высокопоставленный чиновник Белого дома Келли Симс Галлахер.
«Администрация Байдена, вероятно, недооценивает скептицизм международного сообщества относительно того, что США могут вернуться к всеобъемлющему глобальному лидерству так быстро», - добавляет Галлахер.
Одной из крупнейших точек отступления между США и ЕС является принятие Европой ценообразования на углерод через ее рыночную схему торговли выбросами, которая лежит в основе европейского плана декарбонизации.
Схема торговли выбросами была создана в 2000-х годах, чтобы стимулировать отдельные отрасли промышленности, которые загрязняют окружающую среду, перейти на экологическую энергетику, заставив их компенсировать уровень выбросов. Схема ограничения и торговли будет расширяться, включая новые сектора, такие как судоходство, автопроизводство и строительство. Это поможет достичь дальнейших изменений в бизнес-моделях европейской промышленности. Но такая рыночная система получила незначительную поддержку на федеральном уровне в США.
«Если у американцев нет системы ценообразования на углерод, единственной альтернативой является налог на углерод, но это политическое самоубийство», - заявил представитель Европейской комиссии.
Отвечая на заявления США о том, что Европа сосредоточена на регулировании, политики ЕС говорят, что Схема торговли выбросами оказалась успешным рыночным решением и помогла предотвратить чрезмерное регулирование и жесткое установление стандартов.
«Мы не понимаем, почему США критикуют это решение», - добавил чиновник.
Напряженность между ЕС и США по ценообразованию на углерод растет. Кроме того, большие противоречия вызывает запланированный Брюсселем налог на корректировку углеродных выбросов, предназначенный для сбора на импорт из стран без эквивалентных механизмов ценообразования на углерод.
США не слишком активно поддерживают подобную схему. Керри считает, что такой механизм следует использовать только как «крайнее средство».
Противоположные «философии» по борьбе с изменением климата, вероятно, останутся учитывая принципиально разные политические ландшафты в США и ЕС. Несмотря на раскол между 27 странами-членами ЕС вокруг энергетической политики, все они поддерживают ключевую цель по уменьшению вредных выбросов и потребность в декарбонизации.
Напротив, климатическая политика в США рискует попасть под перекрестный огонь глубоко поляризованной партийной политики. Джефф Колган из Университета Брауна, сказал, что Европа «не должна ожидать», что США будут придерживаться согласованной совместной климатической политики, как это делают Великобритания и ЕС.
«США имеют другую политику, и Байден должен искать свой выход, чтобы достичь климатических целей», - говорит Джефф Колган.
Прошедший саммит глав государств по климату выглядел как очередной форум деклараций лидеров о важности борьбы с изменениями климата, очевидными для всех.
Все страны согласны с тем, что эта проблема является общезначимой, имеет тенденцию к усугублению и требует коллективных усилий для преодоления. Большинство глав государств озвучили свои намерения по решению острой проблемы, но в то же время нового скоординированного плана действий и механизмов его обеспечения пока нет.
Что предвещает развивающимся странам саммит глав государств по климату, читайте в статье Дмитрия Ефремова «Гонка за лидерство».