UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай проводит меньше политических экспериментов при Си Цзиньпине - The Economist

До прихода Си к власти в Китае провдилось 500 политических экспериментов, сейчас - 70.

В декабрь будет сороковая годовщина то, как Коммунистическая партия Китая одобрила предложение Дэн Сяопина о реформах. Последовала экономическая трансформация в масштабе и темпами, которых никогда ранее не было в истории человечества. Одним из секретов успеха Сяопина было поощрение экспериментов. Он не разобрал ужасные "народные коммуны" Мао за раз, а делал это постепенно, в течение нескольких лет, применяя разные методы в разных местах. Он закрывал глаза, когда местные власти разрешали крестьянам обрабатывать свои земельные участки и продавать свой урожай. В 1980 году, к ужасу маоистов, он организовал "особые экономические зоны" вдоль побережья для проведения экспериментов свободного рынка. Они тоже оказались успешными и в конечном итоге были реализованы по всей стране, пишет The Economist.

Прагматизм Сяопина помог спасти Китай от пропасти, в которую ее завел Мао. Его преемники, хотя и были напуганы развалом СССР, продолжали экспериментировать даже в политической сфере в 1990-х и начале 2000-х годов. В некоторых места люди даже получили немного больше свободы выбора местных лидеров на выборах.

Свобода умельцев никогда не была неограниченной, и различные самодержавные привычки подорвали некоторые эксперименты. Один из них - секретность. Государственные СМИ часто молчат о пилотных проектах, если они провальные. Результаты часто публикуются только в классифицированных журналах; те, кто распространяет эту информацию шире, попадают в тюрьмы. Если бы китайские эксперименты с менее драконовской политикой планирования семьи обсуждались более открыто после их запуска в 1980-х годах, больше внимания можно было бы уделить их выводам: было бессмысленно (а также жестоко) наказывать родителей за то, что у них больше одного ребенка. В любом случае, большинство желающих заводить именно маленькие семьи.

Страх попробовать

Тем не менее, как и в любой стране, не говоря уже о такой огромной и разнообразной, как Китай, подход "опробовать что-то непроверенное" дает лучшие результаты, чем централизованное решение управления. При президенте Си Цзиньпине эксперименты любого рода стали сложнее. В 2010 году - за два года до того, как Си стал главой страны, было 500 пилотных проектов, связанных с политикой, считает Себастьян Хейлманн из Университета Триера в Германии. К 2016 году число таких экспериментов сократилось примерно до 70.

Одной из причин является страх. С тех пор, как он пришел к власти, Си вел ожесточенную кампанию против коррупции, иногда оправданную, но жестокую. Бюрократы стали менее охотно предлагать эксперименты, потому что любой, кто сыграл негативную роль, мог получить удар в ответ с обвинением. Другая причина связана с самим Си. Человек, который будет президентом Китая до конца своих дней, не проявлял особого интереса к тому, чтобы позволить подчиненным делать свою работу. Когда китайские наблюдатели называют его "председателем всего", они иронизируют только наполовину.

Си должен поощрять вместо того, чтобы душить их. Несколько областей заявляют ​​о свежих идеях. Многие государственные компании ужасно неэффективны. Почему бы не приватизировать некоторые и не посмотреть, что происходит? У китайских фермеров нет четкого права на свою землю. Возможно, некоторые города и районы могут попытаться предоставить им права собственности? Приезжие из сел считаются людьми второго сорта в больших городах, лишенные государственных услуг. Если их жалобы не будут рассмотрены, они могут дестабилизировать Китай. Почему бы не попросить некоторые из этих городов попробовать отказаться от пагубной системы регистрации домашних хозяйств, которая является основной причиной проблем приезжающих?

Озабоченность заключается не только в том, что свежие эксперименты с местной демократией почти немыслимы под руководством Си. Многочисленные хорошие идеи всех направленностей никогда не будут рассмотрены, никогда не докажут свою ценность и никогда не будут распространяться. Мудрые руководители признают, что у них нет всех ответов. А что скажет Си?