UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай может стать новым колонизатором - FT

Масштабное кредитование Пакистана в рамках инициативы "Пояс и дорога" может иметь неприятные последствия.

Искусно сохранившиеся руины старого летнего дворца Пекина являются мощным напоминанием о решении французских и британских войск сжечь место в октябре 1860 года. Британский верховный комиссар приказал уничтожить дворец в качестве возмездия за убийство 20 эмиссаров, в том числе британского журналиста, которого отправили на переговоры о перемирии с Маньчжурской империей. Но эта важная деталь никогда не упоминается в официальной версии китайского правительства, пишет Financial Times.

Санированная историческая запись, преподаваемая в школах каждому китайцу сегодня, является частью многовековой пропагандистской работы, направленной на то, чтобы изобразить империализм и колониализм как исключительную заповедь злых иностранцев.

Согласно этому описанию, Китай - миролюбивая нация, лишенная каких-либо злых намерений и конституционно неспособная действовать как хулиган или колонизатор. Многие страны (и люди) так думают о себе. Но позиция Китая ставит под угрозу опасность в сочетании с его новой позицией в качестве растущей сверхдержавы с четким планом проецирования своей власти по всему миру.

Инициатива "Пояс и дорога" (BRI)- внешняя политика президента Си Цзиньпина - направлена ​​на то, чтобы связать Китай и Европу по древнему Шелковому пути сетью китайских дорог, железных дорог, портов и трубопроводов. BRI - стратегический элемент. Китай надеется уменьшить важность таких моментов, как Малаккский пролив и Южно-Китайское море, через которые должна направляться большая часть его импорта энергии и других товаров.

Но в целом BRI - это в основном то, что Пекин называет "беспроигрышным" проектом по предоставлению инфраструктуры странам, которые отчаянно нуждаются в этом.

Хотя намерение BRI является позитивным с точки зрения соседних стран, если Китай не проявляет осторожности, результаты могут быть не столь мягкими. В прошлом месяце в Пекине недавно переизбранный неагенский малазийский президент Махатхир Мохамад предупредил, что BRI рискует стать "новой версией колониализма". Малайзия является вторым по величине бенефициаром инвестиций от BRI, но Махатхир уже отменил более чем на 23 млрд долларов "несправедливых" китайских контрактов, подписанных до его вступления в должность. Эта критика со стороны развивающейся страны, а не ханжеских западных демократий, действительно потрясла китайских чиновников, которые привыкли думать о своей стране как о жертве империалистических колониальных агрессоров.

После того, как китайская контролируемая государством компания подписала контракт на 99 лет для стратегического порта в обмен на облегчение бремени задолженности, у Шри-Ланки был свой собственный откат BRI. Критики там обвинили Китай в преднамеренном введении Шри-Ланки в "долговую западню", чтобы Пекин мог захватить порт. Этот эпизод подчеркивает невозможность Пекина рассматривать свои действия как доброжелательные, а также склонность игнорировать исторические эхо.

В конце концов, Китай испытал собственное национальное унижение в форме того, что они называют "неравным договором", который дал Британии 99-летнюю аренду Гонконга в конце 19-го века.

Фактически, руководителям и теоретикам Китая было бы полезно изучить историю британского империализма за доказательства того, как экономические проекты могут привести к империи. Великобритания изначально не собиралась завоевывать Индию, но опыт Британской Ост-Индской компании доказывает, что "флаг следует за торговлей", по крайней мере, так же часто, как и наоборот.

Сегодня Китай рискует непреднамеренно приступить к собственному колониальному приключению в Пакистане - крупнейшему получателю инвестиций от BRI. Руководители Пакистана описали свои отношения с Китаем как "железные братья" со связями, которые "выше Гималаев, глубже, чем самый глубокий океан и слаще меда". Но эта гиперболическая риторика маскирует тот факт, что Пакистан сейчас фактически является клиентским государством Китая.

Многие внутри Пакистана открыто опасаются, что его зависимость от Пекина уже превращает его в колонию своего огромного соседа.

Риски, связанные с тем, что отношения могут стать проблематичными, значительно увеличиваются из-за незнания Пекином того, как Китай воспринимается за рубежом, и его нежелания изучать историю через неидеологическую линзу.

На данный момент пакистанские военные контролируют безопасность для проектов инфраструктуры Китая в размере 62 млрд долларов. По словам пакистанских официальных лиц, Китай уже отправил в Пакистан небольшое количество сотрудников службы безопасности, замаскированных под рядовых рабочих, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты этих проектов.

Легко предусмотреть сценарий, в котором боевые атаки на китайские проекты одолевают пакистанские военные, и Китай решает открыто развернуть Народно-освободительную армию для защиты своего народа и имущества. Вот как "беспроигрышные" инвестиционные проекты могут быстро стать основой империи.