UA / RU
Поддержать ZN.ua

Капитализм может стать ключом к решению проблемы изменения климата — Bloomberg

Для модернизации энергетических систем с возобновляемыми источниками энергии понадобятся огромные инвестиции, а это требует экономического роста.

Может ли мир сократить количество вредных выбросов, не останавливая при этом экономический рост? Сейчас мир наблюдает реальный эксперимент на этом фронте. Пандемия коронавируса вызвала самое большое в истории уменьшение вредных выбросов. Однако, COVID-19 также привел к более миллиона смертей и худшему экономическому спаду со времен Великой депрессии, пишет Bloomberg.

Для модернизации энергетических систем с возобновляемыми источниками энергии понадобятся огромные суммы, а это, в свою очередь, требует экономического роста.

Для того, чтобы мир двигался к углеродной нейтральности и смог удержать глобальное потепление ниже 1,5 градусов Цельсия, будет необходимо повторять ежегодное снижение выбросов на 7%.

Когда климатический кризис начнет обостряться, последующие десятилетия рискуют стать еще хуже, если мир не сможет быстро разорвать многовековую связь между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

Вредные выбросы углерода растут почти каждый год на протяжении десятилетий. Этот вопрос касается "капитализма против климата".

"Все, о чем вы можете говорить, - это деньги и сказки о вечном экономическом росте", - сказала шведская климатическая активистка Грета Тунберг на саммите ООН в 2019 году.

Возможно, стоит попробовать разорвать связь между экономическим ростом и климатической угрозой. Однако, последний отчет Международного энергетического агентства содержит одну из причин, почему эта тактика вряд ли сработает.

Прогноз МЭА, опубликованный во вторник, построенный на сценариях, отражающих различные стратегии политики и то, как они повлияют на потребление энергии и выбросы в течение ближайших десятилетий. В этом году есть два новых сценария: первый сценарий иллюстрирует путь к нулевым выбросам к 2050 году, а второй показывает то, как слишком мучительное восстановление после пандемии может изменить «климатическую картину».

Экономический спад, вызванный пандемией, действительно сократит выбросы углерода в ближайшее время. До 2023 года последствия длительного экономического восстановления после пандемии коронавируса повлекут значительное уменьшение выбросов углерода, тогда как устойчивый экономический рост только негативно повлияет на климат.

Однако, несмотря на то, что пандемия коронавируса приведет к уменьшению загрязнения атмосферы, это будет только краткосрочная перспектива.

Из-за постоянной экономической слабости правительства и предприятия теряют способность гарантировать расходы, необходимые для перестройки мировой энергетической системы. Инвестиции в ископаемое топливо уменьшатся на 10%, но затраты на возобновляемые источники энергии и ядерную энергию также могут уменьшиться на 5%, что поставит под угрозу выполнение «климатических целей».

Вместо того, чтобы инвестировать в замену электростанций и приборов на углеродно нейтральные альтернативы, мир только продлит жизнь «старой энергетической отрасли». К 2030 году годовые выбросы углерода примерно на 29% превысят показатели, которые должны быть по сценарию устойчивого экономического развития и соблюдения стратегии достижения климатической нейтральности.

Среднегодовые расходы на возобновляемые источники энергии должны будут расти в течение ближайшего десятилетия, чтобы достичь сценария устойчивого развития МЭА.

На модернизацию энергетических систем понадобятся огромные суммы денег. Только для возобновляемых источников энергии ежегодно потребуется около 569 млрд долларов в течение ближайшего десятилетия. Это почти вдвое больше, чем за последние пять лет, но сумма не намного отличается от того, что тратил бы весь нефтегазовый сектор при тех же условиях.

Если мир сможет ускорить путь к углеродной нейтральности, этот объем расходов создаст свой собственный импульс. Одна из оправданных жалоб «антикапиталистических климатических активистов» заключается в том, что политические системы часто работают в пользу мощного бизнеса, который загрязняет окружающую среду. Но стратегия, когда инвестиции идут на декарбонизацию, вместо ископаемого топлива - это та система, которая может удачно сработать.

«Ископаемая энергетика» включает добычу нефти, газа и угля. «Низкоуглеродная энергетика» включает ядерную энергетику и использование возобновляемых источников энергии, биотоплива.

Таким образом, сценарий устойчивого развития МЭА является лучшим ориентиром на пути к энергетическому переходу. Это мир, в котором возобновляемые источники энергии все чаще устанавливать правила игры, поощряя правительства отменить остатки субсидий, которые поддерживают нефть, газ и уголь.

Со времен промышленной революции двигатель капиталистического роста, работающий на ископаемых источниках энергии, может ухудшить текущий климатический кризис. Направление усилий на переход к углеродно нейтральным источникам энергии является надеждой на пути к избеганию климатической катастрофы, резюмирует издание.