UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канадский регулятор начал расследование фатальной аварии батискафа «Титан»

Эксперты отмечают, что компания, создавшая подводный аппарат, допустила много ошибок.

Представители служб безопасности Канады начали расследование аварии туристического подводного аппарата «Титан», в результате которой погибли пять человек, находившихся на борту во время погружения к остаткам столетнего корабля «Титаник», сообщает Reuters.

Ряд обломков подводного корабля «Титан» был найден на дне Северной Атлантики в четверг с помощью роботизированного водолазного аппарата, запущенного с канадского поискового судна.

В своем заявлении Совет по безопасности на транспорте Канады (TSB) заявил, что начинает расследование обстоятельств эксплуатации «Титана», поскольку его надводное вспомогательное судно «Полярный принц» ходило под флагом Канады. Команда TSB прибыла в Сент-Джонс, чтобы собрать информацию и провести опрос свидетелей.

Фрагменты Титана, потерявшего связь с надводным кораблем поддержки примерно через час 45 минут после погружения в воскресенье, были найдены на морском дне на расстоянии около 488 метров от носа затонувшего Титаника, на глубине около 3,8 км.

По словам контр-адмирала береговой охраны США Джона Могера, характер обломков свидетельствует о том, что батискаф был разрушен в результате направленного внутрь взрыва — имплозии. То есть судно длиной в 22 фута было раздавлено под огромным гидростатическим давлением на значительной глубине.

Среди пяти погибших был Стоктон Раш, основатель и главный исполнительный директор американской компании OceanGate Expeditions, которой принадлежал батискаф и которая брала за путешествие к обломкам Титаник 250 тысяч долларов с человека. Именно он управлял судном.

Остальными были 58-летний британский миллиардер и исследователь Хэмиш Гардинг, 48-летний бизнесмен пакистанского происхождения Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулеман, оба граждане Великобритании, а также 77-летний французский океанограф Поль-Анри Наржоле.

Нарджоле был ведущим экспертом в изучении «Титаника», британского роскошного лайнера, который столкнулся с айсбергом и затонул во время первого рейса в апреле 1912 года, погубив более 1500 человек на борту.

Гильермо Сонлайн, который вместе с Рашем основал OceanGate в 2009 году, рассказал, что Раш «четко осознавал» опасность исследования океанских глубин.

«Стоктон был очень не подвержен риску», — подчеркнул Сонлайн, покинувший компанию в 2013 году, сохранив миноритарную долю.

В то же время, другие члены сообщества операторов подводных аппаратов и эксперты отметили, что Стоктон и его компания решили отказаться от сертификации нового дизайна «Титана», которая должна была быть осуществлена независимыми участниками отрасли, в частности Американским бюро судоходства.

Некоторые подвергают сомнению выбор Стоктоном углеродного волокна для изготовления корпуса своего судна.

«OceanGate создал собственное экспериментальное транспортное средство из материалов, которых другие избегали, решил обойти процесс сертификации, предназначенный для обеспечения безопасности, и решил проигнорировать предупреждения многих экспертов в сообществе», —заявил инвестиционный менеджер Рэй Далио, соучредитель компании по исследованию моря OceanX.

Британский исследователь «Титаника» Дик Бартон также указал на проблемы, возникшие по дизайну и обслуживанию «Титана», отметив наличие многих опасных моментов.

Один из потенциальных пассажиров «Титана», инвестор из Лас-Вегаса Джей Блум, рассказал Reuters, что из соображений безопасности вместе со своим сыном отказался присоединиться к роковой экскурсии в последнюю минуту.

Блум, лицензированный пилот вертолета, заявил, что его особенно волновало использование Стоктоном потребительских деталей на Титане, включая джойстик для видеоигр, которым осуществлялось управление судном, и был напуган тем фактом, что подводный аппарат извне будет закрыт на болты, что делало невозможным аварийный выход. в случае чрезвычайной ситуации.

Вопрос о безопасности «Титана» возникал еще в 2018 году во время симпозиума отраслевых экспертов, а также в судебном процессе бывшего руководителя морских операций OceanGate, урегулированного позже того же года.