За последние полгода в странах ЕС произошел ряд инцидентов, связанных с продвижением российских нарративов и символики российской агрессии, а еще — с попытками вытеснить из публичного пространства украинские символы и акции.
Летом-осенью 2024 года в Италии появились сотни билбордов с лозунгами «Россия нам не враг» и цветами российского флага, впоследствии похожие плакаты заметили во Франции.
[pics_lr left="/img/forall/u/13/95/італія верона.jpg" ltitle="Италия" right="/img/forall/u/13/95/34-3-e1729689846932.jpg" rtitle="undefined"]
Уже в ноябре опять же в Италии местные коммунисты вели агитацию под российским флагом с литерой Z в цветах георгиевской ленты и напали на украинского ветерана, требовавшего убрать символику агрессора.
На Кипре регулярным актам вандализма подвергают украинский мемориал «Якорь-сердце».
Наконец, несколько дней назад было нападение (и снова со стороны коммунистов) на украинское шествие в Греции.
Это не критичное явление: в масштабах ЕС количество таких случаев очень небольшое. Но игнорировать их тоже нельзя — без системного противодействия маленькое количество относительно быстро может превратиться в большое.
Такими акциями Россия и ее прислужники ведут борьбу за символичный простор в Европе, постепенно размывая границы допустимого и стремясь нормализовать публичную демонстрацию символов своей агрессии, а через это — и саму агрессию. Если им удастся, на фоне естественного охлаждения европейской солидарности с течением времени, экономических проблем и подъема популистских движений в ЕС это может привести к уменьшению поддержки Украины.
Помимо стратегического измерения, присутствие российских символов в ЕС несет еще две более наглядные угрозы. Первая — гуманитарная. В ЕС находятся более четырех миллионов украинцев, многие из которых глубоко травмированы российской агрессией, потерей дома и близких. Символы агрессора могут запускать повторное переживание травмы, или, говоря проще, людям может быть очень больно смотреть на эти объекты, и этот опыт будет провоцировать сильный эмоциональный ответ.
Отсюда вытекает второй аспект угрозы — для общественного порядка. Есть прямая опасность конфликтов между украинцами в ЕС и теми, кто демонстрирует такую символику. В случае если последние — не россияне, а граждане страны ЕС, в которой это происходит, это может создать дополнительный простор для спекуляций типа «агрессивные украинские мигранты нападают на граждан (вставить страну)». И для такого вида пропаганды не будет иметь значения, кто на самом деле на кого напал.
В странах ЕС (и не только) понимают эти риски и приняли, и принимают определенные меры, направленные на ограничение пропаганды российской агрессии, но эти меры носят выразительно региональный характер — чем ближе к России, тем лучше понимают угрозу. Кроме Украины, публичную демонстрацию Z или георгиевской ленты ограничивают или наказывают в Молдове, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии и Германии. Даже в Казахстане иногда штрафуют водителей с Z на машинах — правда, по «неидеологической» статье об ограничении видимости. Но дальше на запад и юг Европы неприятие символики агрессии хоть и присутствует до определенной степени в обществе и среди элит, но не кодифицировано в законодательстве, и это открывает России простор для борьбы за возвращение этих символов на улицы и в дискурсы, как в описанных выше историях из Италии.
Еще сложнее с вербальным одобрением российской агрессии или таким символом, как российский флаг-триколор. Последний сложно юридически запретить, поскольку это официальный государственный символ, но по крайней мере в некоторых случаях, где флаг четко привязан к контексту агрессии, это возможно — так сделали в международных спортивных организациях наподобие МОК, и так делали в Берлине во время акций к 9 мая.
Что касается высказываний в поддержку российской агрессии, то их часто рассматривают сквозь призму права на свободу слова, и границу между свободой слова и одобрением геноцидной войны провести бывает сложно, как и установить надлежащий уровень ответственности за это. Даже в самой Украине, живущей по законам военного времени, вербальная поддержка российской агрессии в 80% случаев заканчивается условными приговорами, как свидетельствуют данные «ЄДРСР» о приговорах по статье 436-2 УКУ.
Но в законодательстве многих стран ЕС и так существует ответственность за пропаганду агрессивной войны, расового превосходства, геноцида, военных преступлений и т.п. И именно в этих границах должны рассматривать любые инциденты с российскими символами или пророссийскими высказываниями, а также с атаками на украинские символы или мероприятия. Не просто мелкое правонарушение, от которого можно отмахнуться, как на Кипре, не формальные зацепки, которыми пользовались в Италии, чтобы снять пророссийские плакаты, не «ограничение видимости», как в Казахстане, а пропаганда войны, призывы к геноциду и расизм — вот чем является демонстрация российской символики и атаки на украинские акции. Во избежание выгодного агрессору размывания понятий, во всей Европе должна быть закреплена четкая связка смыслов «Россия—война—геноцид».
Для этого нужно продвигать осуждение и/или запрет поддержки войны и ее символов на разных уровнях — местном, региональном, национальном, ЕС, Совета Европы и т.д. Основными деятелями на этом поле могут быть украинские диаспорные организации, дипломатические учреждения Украины и адекватные чиновники всех уровней в европейских органах власти, понимающие угрозу для своих народов.
В конце концов даже один российский флаг или Z в Европе — это слишком много, ведь за ними стоит геноцидная война и стремление Европу уничтожить, и именно под этими символами развивается идеология российского превосходства и военной экспансии, носители которой устраивают взрывы, поджоги и отравления по всему Европейскому Союзу.